Искушение детей зефиром

Jan 28, 2011 10:58

Это третья часть статьи о прокрастинации.
Первая часть: Почему мы откладываем дела на завтра?
Вторая часть: Сначала Макдональдс, потом диета



Вы покупаете новогодние подарки в последний день перед Новым Годом. Откладываете визит к стоматологу, или просто к врачу - провериться. Вам давно надо бы поменять масло в машине, да и картридж в принтере вот-вот кончится. На кухне растёт гора немытой посуды, а перед стиральной машинкой куча грязной одежды - только подумайте, кто будет всё это гладить в выходные?

А если ставки выше, чем игра в Angry Birds вместо 20 приседаний? Может быть, у вас близится дедлайн: договор для большой сделки, диплом или диссертация?

Ну, вы как-нибудь справитесь. Завтра и начнёте. Найдёте время подучить иностранный язык или взять несколько уроков игры на гитаре. Когда-нибудь возьмётесь и за ваш растущий список купленных, но непрочитанных книг.

Перед тем, как начать, стоит проверить емейл. Ну и фейсбук заодно, чтоб больше на него не отвлекаться. Чашка кофе зарядит вас бодростью, это же недолго. Ну, можно ещё быстренько посмотреть новую серию Теории Большого Взрыва - всего-то 20 минут.

Вы продолжаете обещать себе, что в этом году надо сделать всё запланированное. Вы знаете, что жизнь изменится к лучшему, если вы просто возьмётесь за дело.

Можно же как-то и побороться. Купить ежедневник и скачать удобный органайзер для смартфона. Можно написать себе задачи на жёлтых бумажках. Можно пытаться превратиться в мега-продуктивного фрика, но это не поможет. Проблема не в том, что вы плохо распоряжаетесь своим временем. Проблема в том, что вы плохой тактик в большой войне, которая бушует у всех нас в голове.

Прокрастинация - настолько распространенное явление, что только в 2009 году вышло больше 120 новых книг на эту тему - а всего на Амазоне их больше 600. Очевидно, что проблема существует практически у всех, почему же с ней так трудно справиться?

Стоит подумать о силе зефира ;) речь об американском лакомстве - marshmallow. Кстати, я когда-то об этом опыте уже писал, настолько он меня поразил.

В 70-х годах годах ХХ века в Стэнфорде провели эксперимент. Детям предложили сделку.

Дети сидели за столом перед сладостями и звонком. Можно было выбрать пончик, печенье, или зефир. Малышам говорили, что можно съесть всё сразу или подождать. Если они ждали, то их угощение удваивалось. Если ждать они уже не могли, надо быть позвонить в звонок. Некоторые не делали попытки подождать и просто съедали сладости сразу. Другие пристально смотрели на объект желания - до момента пока не сдавались. Многие терзались, теребили свои руки, заплетали ноги и смотрели в сторону. Кто-то издавал смешные звуки.

В конце концов, сдалась примерно одна треть.

Началось всё это лишь в качестве эксперимента, но через несколько десятков лет у его устроителей появились весьма интересные выводы о метапознании - мышлении о собственном мышлении. Экcпериментаторы наблюдали за испытуемыми во время школы, института и взрослой жизни - когда они заводили собственных детей, покупали дома и получали повышения на работе.

Открытие заключалось в том, что дети, которые преодолевали своё желание сиюминутного удовольствия ради выгоды в будущем, не были умнее прочих детей. Не были они и менее жадными. У них просто была более развита способность обмануть себя удачным образом - чтобы в итоге получить лучший результат.

Они смотрели на стену вместо еды. Стучали ногами вместо того, чтобы понюхать сладости. Ожидание было одинаковой пыткой для всех, но кто-то понял, что просто сидеть и смотреть на вкусности будет просто невозможно.

Чем младше был ребёнок, тем хуже он понимал это. Любой взрослый скажет вам, что маленькие дети плохо себя контролируют. Среди тех, кто постарше, некоторые лучше прочих изобретают схемы того, как им обхитрить свою слабую силу воли. И спустя годы они, как выясняется, могут добиться от жизни большего.

После анализа результатов стало заметно, что дети, которые быстро звонили в звонок, были более склонны к проблемам в поведении - и в школе, и дома. У них были ниже оценки. Они хуже переживали стрессовые ситуации, часто не могли сосредоточиться и им труднее было заводить друзей. Ребёнок, который во время эксперимента смог прождать 15 минут, получал статистически намного более высокие оценки в школе, чем тот, который мог прождать лишь 30 секунд.

Мысли о мыслях, вот в чём ключ. Борьба между "хочу" и "должен" некоторым даётся проще. Тем, кто понял, что "хочу" никуда не денется.

Продолжение - часть 4: Неверная оценка будущих выгод

эксперименты над людьми

Previous post Next post
Up