История возникновения Дао за 60 секунд.

Feb 29, 2016 12:41

Я, знаете ли, любитель поверхностных знаний. Я - целевая аудитория книжек и статей типа "Все конфуцианство за 90 минут", «Капитал Карла Маркса на трех страницах» и «Доказательство теоремы Ферма за четыре минуты для студентов гуманитарных вузов».

В условиях экспоненциально увеличивающегося объема мировой информации выживет тот, кто имеет возможность хоть что-то еще усвоить из окружающей инфосреды помимо методов запугивания котов огурцами. И не вижу ничего предосудительного в своих попытках выживания в современном мире.

Соответственно я не мог не оценить лаконичность и законченность истории возникновения религиозно-философского учения Дао Дэ Цзин. Которая не могла у меня вызвать ничего, кроме искреннего восхищения.

С целью пополнения мирового банка «сжатых знаний» привожу свое изложение произошедшего. 60 секунд, время пошло.



Жил-был Лао-Цзы. Надо отметить, что в те времена рейтинг императора определялся не соцопросами с результатами в сто сорок шесть процентов, а вполне конкретными вещами. Одной из таких конкретных вещей было количество мудрецов на одно императоро-место. В мудрецы попасть было непросто, так как мудрецом надо было прослыть. Я не могу точно сказать, какие конкретные шаги подразумевались для достижения этого самого прослыть, но если уж ты этого достиг - камон энд велкам.

Лао-Цзы бы в тренде. Он прослыл, примкнул и обосновался при дворе императора в царстве Чу. Времена и правила для философов были простые. Требовалось сохранять благообразно-просветленный вид приобщения к высшему знанию, генерировать флюиды традиционных китайских ценностей и прогуливаться по дворцу, по возможности попадаясь на глаза гостям  и посетителям. За это философ отношение к себе имел ровное, жил без несчастья и имел спецпаёк по расписанию. Что в древнем Китае, как вы понимаете, являлось основополагающим моментом.

Лао-Цзы жил по понятиям. Думал думки, на рожон не лез. Поэтому никаких сведений о его письменной философской деятельности при дворе не имеется. Если вдуматься, вакансия что надо.

Но потом он решил уйти. Хотелось бы подогреть рассказ термином “внезапно”, но сорокалетний период его предварительных раздумий этому не способствует. В то же время не могу не разделять его решение уйти и, видимо, позажигать напоследок, так как где-то внутри меня, как мне кажется, спит необузданный бунтарь.

Нравы при дворе были свободные. Хочешь - философствуй. Хочешь - иди на все четыре. И даже разрешения императора не требовалось.

Вот Лао-Цзы и пошел. И тут на самом выходе из царства внезапно выступил начальник охраны. Я так понимаю, что добровольное покидание должности придворного философа было весьма нестандартным ходом, поэтому не могу осуждать охранника,  преградившего путь мудрецу вопросом: «Могу поинтересоваться, с какой целью уходите?»

Сорок лет раздумий для Лао-Цзы не могли пройти даром, поэтому его ответ в переводе с древнекитайского, скорее всего, звучал так: «Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить.  Когда дело завершено, человек устранится. В этом закон небесного Дао».

Древнее царство Чу, несмотря на название, находилось далеко от Чуйской долины, поэтому ответ начальника охраны был не «Отсыпь», а «Обоснуй». «И лучше письменно» - добавил, поразмыслив. Работа охранника за это время не сильно изменилась, а сканвордов тогда еще не изобрели…

Лао-Цзы и написал. Он торопился, но рука, десятки лет не державшая кисть, слушалась плохо. Этим можно объяснить краткость «Дао Дэ Цзин» объемом в 15 тысяч иероглифов. К тому же из-за длительного отсутствия практики он постоянно забывал написание того или иного иероглифа, из-за чего использовал те, что хоть как-то подходят по смыслу. Только этим и можно объяснить неоднозначность и широту трактовок написанного.

Дальнейшее развитие событий предсказуемо. Апрельские тезисы Лао-Цзы были заботливо сохранены охранником и дошли до наших дней в сопровождении развернутых трактовок последователей.

А Лао-Цзы ушел и больше его никто не видел. Здесь я вообще не удивлен, кстати. И наши дни в Китае потусить выходишь и не уверен, вернешься домой или нет, а тут тема трехтысячелетней давности.

Но поняли ли вы самую суть, уважаемые читатели? Великая "Дао Дэ Цзин" - это есть объяснительная. Заявление об увольнении. «В связи с...  прошу мне позволить покинуть…» и т.д. Написанная, подчеркну, исключительно под давлением начальника охраны. Именно он и является главным героем сего рассказа. Именно благодаря ему у человечества появилось прекрасное гуманистическое философско-религиозное учение. Учение без призывов побить камнями до смерти поклоняющихся другим богам и прочих ништяков (не хочу ни на кого показывать пальцем, но христиане поняли, о ком я говорю).

Но к чему я все это, собственно говоря? Да не выходит из головы у меня этот охранник. Вот что значит человек на своём месте. Ага.

Китай, Размышлялки

Previous post Next post
Up