Про нумерацию линий

May 11, 2016 20:38

Сейчас в московском метро 12 линий. Все они пронумерованы в определённом порядке, близком, но всё же отличающемся от хронологического. Нумеровать линии на схеме стали в девяностых годах. При нумерации был использован тот же порядок, в котором до этого линии располагались в легенде к схеме, где были подписаны их названия.



1. Сокольническая (красная) линия. Хронологически первая линия московского метро, открыта в мае 1935 года. Долгое время не было необходимости давать названия линиям и, тем более, нумеровать их. Лишь в 50-х годах, со строительством Кольцевой линии, все существовавшие на тот момент линии получили названия. Первое название первой линии было Кировско-Фрунзенская, продержавшееся до 1990 года. Тогда на волне идеологических переименований линия и получила современное название - Сокольническая.

2. Замоскворецкая (зелёная) линия. Линия открылась в сентябре 1938 года. Но ещё за восемь месяцев до её открытия вступила в строй Арбатско-Покровская (синяя) линия, которая хронологически стала второй. На схемах 50-х годов ещё можно видеть "правильный" порядок линий - Арбатско-Покровская на втором месте, Замоскворецкая (тогда - Горьковско-Замоскворецкая) на третьем:




Но в шестидесятых годах линии обменялись позициями:




Произошло это, скорее всего, из-за бОльшей длины и большего пассажиропотока на зелёной линии. Кроме того, она связывала более важные городские объекты: два ж/д вокзала, аэровокзал, стадион "Динамо" (главный стадион страны до открытия в 1956 году "Лужников"), а также крупнейшее московское предприятие - завод "ЗИЛ". Таким образом, менее "важная" синяя линия оказалась задвинутой на третье место. Впрочем, время от времени, на различных схемах она всё же возвращала себе второе место:




3. Арбатско-Покровская (синяя) линия. Хронологически вторая линяя была открыта в марте 1938 года. При этом к линии отошёл уже действующий на тот момент участок "Александровский сад" (тогда - "Улица Коминтерна") - "Киевская", ранее принадлежавший первой линии. Позже этот участок ещё раз перейдёт в состав другой линии, на этот раз Филёвской (см. также запись о станциях, сменивших "окраску"). Интересно, что метки, отмеряющие расстояния вдоль ж/д путей (они называются пикетами), до сих пор "считают" этот участок продолжением Арбатско-Покровской линии. А на настоящем продолжении линии от "Площади Революции" на запад метки начинают вести свой отсчёт с нуля.

4. Филёвская (голубая) линия. Самая запутанная линия с точки зрения нумерации. Во-первых, потому, что содержит уже упомянутый участок, открывшийся ещё в самом начале, вместе с первой линией. А значит, имеет основания считаться второй по счёту. Во-вторых, потому, что обособилась в отдельную линию намного позже, в 1958 году - уже после открытя Кольцевой и Рижской линий. Стало быть, имеет также основания считаться шестой по счёту. Но произошло это ещё до объединения Калужской и Рижской линий в единую Калужско-Рижскую. Поэтому имеет основания считаться и пятой. Но линия получила номер "4". Прежде всего из-за того, что воспринималась продолжением Арбатско-Покровской линии, имеющей номер "3". На некоторых схемах в начале девяностых годов её обозначали даже "3А". Из-за этого восприятия, кстати, и голубой цвет Филёвской линии и её первоначальное название - Арбатско-Филёвская. Впрочем, название продержалось недолго и вскоре линия стала просто Филёвской.

Свою четвёртую позицию линия получила не сразу. Сначала линию, как новую на тот момент, размещали в легенде шестой:




Но в восьмидесятых годах линия "поднялась" до четвёртого места:




5. Кольцевая (коричневая) линия. Открылась в 1950 году, четвёртой по счёту. Замкнута в кольцо в 1954 году. Именно со строительством Кольцевой линии метро, где пересадочные станции впервые стали иметь одинаковое название, возникла необходимость подписывать линии московского метро официальными названиями и упорядочивать их в легенде (см. также запись об одноимённых и разноимённых станциях пересадок).

6. Калужско-Рижская (оранжевая) линия, образовалась в 1972 году после соединения Калужской и Рижской линий. Но сохраняет свою нумерацию от Калужской линии, открывшейся следующей после Кольцевой.

7. Таганско-Краснопресненская (фиолетовая) линия. Эта линия также появилась не сразу. В 1966 году (ещё до появления объединённой Калужско-Рижской линии) открыли Ждановскую линию. Спустя шесть лет была пущена Краснопресненская линия. А ещё спустя три года (в 1975 году) линии были соединены в новую Ждановско-Краснопресненскую линию, которая теперь нам известна как Таганско-Краснопресненская.

Дальнейшая нумерация линий полностью совпадает с хронологией открытия без каких-либо оговорок:

8. Калининская (она же Калининско-Солнцевская) (жёлтая) линия - открыта в 1979 году. Линия была так названа по Калининскому району Москвы. В 1991 году район переименовали в Лефортово, однако линии почему-то оставили прежнее название. Ещё одна особенность: когда линия открывалась, в московском метро уже существовала станция "Калининская" на другой линии (теперь это станция "Александровский сад"), что могло приводить к путанице.

9. Серпуховско-Тимирязевская (серая) линия - открыта в 1983 году под названием Серпуховская, при продлении на север к названию добавилось -Тимирязевская.

10. Люблинская (она же Люблинско-Дмитровская) (салатовая) линия - открыта в 1995 году. С продлением линии на север к названию Люблинской линии стали добавлять и -Дмитровская, из-за чего снова может возникнуть путаница, так как станция "Дмитровская" находится на другой линии.

11. Каховская (бирюзовая) линия. Линия полностью вступила в строй ещё в 1969 году, как продолжение Замоскворецкой (тогда - Горьковско-Замоскворецкой) линии, но обособилась в отдельную линию лишь в 1995 году, в связи с чем и занимает 11 место в списке линий.

12. Бутовская (серо-голубая) линия. Самая молодая линия московского метро, открыта в 2003 году.

исторические схемы взяты с сайта metro.ru

Москва, История, Наблюдения

Previous post Next post
Up