Сделать фильм по эпическому произведению Горького «Мать» - задача не простая. Всё содержание вместить в одну картину конечно невозможно, поэтому события повести сильно сжаты и значительно трансформированы, что только придаёт фильму выразительность и ясность идеи, выделенной режиссёром.
Первая сцена, как и в книге начинается с представления гнетущей жизни рабочих. К сожалению, в фильме это показано не так, как это описывал Горький, там сразу режиссёр погружает нас в тяжёлую атмосферу семьи Власовых. Понятно, что Пудовкин в фильме по теме революции делает шаг в сторону от массовости Эйзенштейна к личностям героев и их переживаниям. Но именно в Горьковском описании очень чётко видно, против чего восставали рабочие: «…День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и - был доволен. <…> Жизнь всегда была такова, - она ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы <…> И никто не имел желания попытаться изменить ее».
Заметна хорошая монтажная работа, регулярные смены планов делают картину динамичной и интересной, когда выделяются крупным планом значимые кадры сюжета.
Хочется отметить также хорошо поставленную игру света и тени, которая добавляет выразительности в драматических сценах.
Очень хорошо сыграла Вера Барановская, такую сильную роль нужно было конечно предоставить актёрам театра.
Интересно показано несоответствие судебной системы своей сути в кадрах:
суд правый,
скорый
и милостивый...
Несмотря на тенденцию к показательности и упор на зрелищность, присущую школе Кулешова, радует то, что фильм насыщен кадрами-перебивками, наполненными сильным символизмом в черносотенцах, пожирающих рыбу,
в плачущем умывальнике (сцена траура матери Павла по убитому мужу),
в льдинах, которые сковывали реки, как цепи - каторжников, и теперь с приходом красной весны, как возрождение мира, как революции, не могут более сдерживать поток истории и раскалываются под его напором. И по этим обломкам старого мира спасается Павел Власов, это его стихия, туда боятся ступить солдаты, потому что это поле для них чуждо.
Самая сильная сцена конечно, когда мать Павла поднимает выроненное красное знамя, и то как она его держала, - да именно к этой сцене вся картина и была устремлена.
Не понравилось мне только то, что был показан ужас матери после удара кавалериста. Ну зачем это? Этот кадр убивает весь одухотворённый образ матери, выступившей за справедливость! Ведь этот лишний кадр о чём говорит? Это значит, что не было в ней того непоколебимого духа, с которым идут на смертный бой, а был всего лишь душевный порыв сделать хоть что-то напоследок для сына. Пусть в реальности даже сильный человек перед смертью испытывает ужас, но зачем это вкладывать в образ, ведь не должна так выглядеть смерть героя, это же художественный образ, а он не должен быть полностью реалистичен (хотя тоже, как понимать термин «реализм»?), напротив, он должен быть вычищен от всего лишнего, не свойственного образу настоящего героя.
Вместо этого я бы хотел лучше видеть изучение Павлом запрещённых книг, ночные собрания революционеров у Власовых, подпольную типографию, речь Павла на суде, в конце-концов!
Ну что ж, режиссёр так решил снять этот фильм, и, несмотря на все мои замечания к нему, всё-таки считаю, что картина оказалась удачной.