Фабрика марионеток

Feb 19, 2013 21:40

11 класс… 17 лет… Первая любовь…. Об этом трудно с кем-то поделиться, слова как будто нарочно оборачиваются против тебя. Но и молчать ты не в силах! Душа как будто заново рождается: был коконом - стал бабочкой!
Урок литературы в школе. Учитель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть в жизни человека. Надеюсь, вы уже догадались, о чем? Правильно! - о любви. Надя, иди к доске и напиши: «Любовь - это …. (далее идет какое-то определение любви)». Как вы думаете, кого мы можем любить? Так, правильно: родных, друзей. Еще (педагог вопросительно смотрит на детей)? Животных, да! И самое, главное, конечно же, будущего спутника своей жизни! А теперь давайте подумаем, почему любовь необходима нам с вами, да и вообще всему человечеству?»…
Дальше я потерял ход мысли учителя, но это уже не важно. То, что она хотела сказать, она сказала. Школьники что-то там отвечали; кто-то сказал, что любовь нужна, чтобы не стоять на месте, чтобы развиваться. Школа сельская, дети еще знают такие слова, как возраст, уважение, приличие. Никто не хихикает, но… На лицах юношей и девушек маска потупленности, глаза уткнулись в крышку парты. Видно, что тема всех касается, но говорить про любовь при всех ученики не хотят. Поэтому ответы у них шаблонные, «для галочки». А учитель продолжает, как и положено «по программе», высоким тоном рассказывать по теме «О любви».  Два мира смотрят друг на друга: казённый мир школьной программы и живой ранимый мир подростка. Педагог по программе задает ученикам вопросы - дети должны на них отвечать. Только с любовью так не получается: подросток не хочет всецело отвечать на этот вопрос. И правильно делает! Как там у Есенина:
О любви в словах не говорят -
О любви вздыхают лишь украдкой
И глаза, как яхонты, горят.
Любовь часто не умещается в слова, но она может уместиться во «вздохе украдкой» или в мимолетном взгляде. Школьник это чувствует, и поэтому не хочет об этом разговаривать, для него эта тема пока еще священна. Но ведь по программе положено, чтобы ученик отвечал - и он отвечает. Так выхолащиваются мозги современной молодежи. Ученик получил знание о предмете, но ни на йоту не соприкоснулся с сутью изучаемого предмета в рамках урока. Предмет в нем не отрезонировал, отрезонировало только знание о предмете. Все по схеме: выучил - ответил - забыл. И ум начинает от такой бессмысленной триады высыхать. По мнению американского педагога Джона Гатто, двадцать шесть лет проработавшего в государственных школах Манхеттена и имеющего ряд государственных наград за выдающиеся услуги в сфере образования, в современной школе ребенок изучает семь основных предметов: бессистемность, сепарация, безразличие, эмоциональная зависимость, интеллектуальная зависимость, зависимость самооценки от мнения окружающих и полная подконтрольность. Книга Гатто «Фабрика марионеток» написана об американской школе, но в России ситуация отнюдь не лучше, если не хуже.
Не так-то легко сделать из души открытого мира ребенка бездушную марионетку, хотя современное телевидение и система образования с этой задачей «замечательно» справляются. Но вот сломать бесчувственную пластмассу марионетки и вновь увидеть человека - задача практически невыполнимая. И, тем не менее, надо стараться…
Previous post Next post
Up