Кто такие расстриги

Mar 07, 2018 21:31

Кем бы вы ни работали, но однажды вы можете кардинально поменять свою профессию, а в положенное время отправиться отдыхать на пенсию. И лишь служение священника или монаха любого уровня такой возможности не предусматривает. Потому что это не просто духовная профессия, но ещё и призвание Свыше, добровольно взятый на себя пожизненный крест. Однако и тут можно оказаться церковным изгоем из-за духовных разногласий, проступков и преступлений. Либо стать расстригой по собственному желанию.


Беглые иноки
Иду я как-то по делам, срезая путь через дворы, и вижу: спит в сугробе знакомый паренёк. Несколько лет назад, Евгений, вдохновившись фильмом «Остров» и начитавшись жития святых, неожиданно бросил всё и подался в монахи. И вот теперь он почему-то не в своём монастыре, а замерзает в снегу. Растряс я его, отвёл домой, отпоил чаем и он поведал свою историю.
Оказалось, что не выдержал Женя монастырского аскетизма и сбежал. Но вернуться к нормальной жизни так и не смог. Полюбил девушку, хотел создать семью, но не сложилось - невеста перед свадьбой передумала и ушла. И с работой у него тоже как-то не заладилось. Депрессивную тоску Женя лечил привычным для народа средством. И долечился так, что только хуже стало.
Рыдая, он признался, что ему являются демонические призраки, внушающие ему: «Ты наш! Ты погиб навеки!» И он с трудом сдерживается, чтобы не удавиться, аки Иуда. А себя считает предателем, которому не будет прощения. Как мог, я утешил бедолагу и взял с него обещание больше не пить, а просто хорошо подумать, посоветоваться с собственной совестью и постараться преодолеть эту тупиковую ситуацию. Вскоре я узнал, что он вернулся обратно в свой монастырь…
В отличие от священников, добровольно снявших с себя сан и навсегда лишившихся возможности вернуться к священнослужению, переживший личную духовную катастрофу простой монах может при желании возвратиться в монастырь. Если с беглеца уже были сняты духовные обеты, ему придётся начинать всё сначала, простым послушником. Но порой беглых иноков принимают обратно и без разжалования, удовольствовавшись покаянием.
На заре христианства самовольных расстриг сразу отлучали от церкви. Позже отношение к ним стало чуть помягче, но аж до середины XIX века добровольное возвращение монахов в мирскую жизнь было невозможно. Дезертиров возвращали, наказывали епитимиями и могли годами томить в монастырских тюрьмах. Однако полтора века назад церковные законы смягчились, и появилась возможность подавать прошение разрешить снять монашеские обеты. Расстриги смогли заводить семьи и вести жизнь обычных мирян. И это правильно. Если человек понял, что ошибся в своём выборе, то лучше и честнее уйти, чем вести двойную жизнь во лжи и притворстве, лицемеря перед Богом и людьми. 
Монашеский обет даётся не Церкви, а Богу, а значит, именно перед Ним придётся отвечать расстриге. Многих бывших монахов до конца жизни мучают угрызения совести, они чувствуют себя как рыбы, выброшенные из воды, и не всем удаётся это пережить и найти счастье в мирской жизни. Таким, как Евгений лучше вернуться в свою обитель, чем спиться и сгинуть в миру.    
Впрочем, подобная рефлексия не касается тех, кто утратил веру. Для них уход из монашества - вполне естественный шаг, не вызывающий никаких сожалений. Мне доводилось общаться с бывшим иноком Андреем, который из горящего верой человека постепенно превратился в безбожника. На мой вопрос о его монашеском прошлом он только рассмеялся: «Молодой был и наивный, в сказки верил». По мирским меркам он живёт хорошо - у него есть доходная работа, большая квартира, дорогая машина и любовница «для души». Переживаний по поводу своего духовного краха он не испытывает, или искусно делает вид, что ему всё - как с гуся вода.

Священный самоотвод
Степень ответственности у «белых» и «чёрных» священнослужителей намного выше, чем у простых монахов, но и они могут взять самоотвод. Одним из первых в России расстриг считается известный богослов, профессор Казанской академии архимандрит Феодор (Бухарев). В 1863 году, пережив глубокий внутренний кризис, он понял, что не может больше оставаться священномонахом. Подав прошение, он снял с себя иноческие обеты и был лишён сана. Став просто верующим мирянином, 40-летний Фёдор женился на любимой женщине. Он обрёл семью, но ему пришлось оставить все должности и посты, и остаток жизни прожить в бедности и нужде, подрабатывая написанием богословских статей и книг.
Современным священникам стать расстригами гораздо проще, но и их уход порой сопровождается скандалами. Несколько лет назад православное сообщество бурлило и негодовало, узнав, что настоятель Оптинского подворья в Санкт-Петербурге игумен Ростислав (Якубовский) оставил монастырь, снял с себя сан и женился на своей молодой и красивой любовнице. Сейчас у него подрастает дочка, и его семья производит благополучное впечатление. Бывший игумен занимается бизнесом и состоит в сообществе байкеров.
Как известно, любви все возрасты покорны, и эту пословицу подтвердил на своём примере бывший православный епископ из Великобритании Василий (Осборн). 8 лет назад, 72-летний архиерей попросил о снятии с него сана и монашества, женился и стал мирянином, нашедшим своё счастье на склоне лет у семейного очага.
В отличие от монахов, женатые священники могут уйти без окончательного снятия сана и имеют шанс вернуться. Именно так поступил актёр и священник Иоанн Охлобыстин, попросивший в 2009 году освободить его от служения. Его съёмки в фильмах и сериалах отвлекали от службы в церкви и были соблазном для многих православных. Нередко ему приходилось вживаться в образы, мягко говоря, не духовных и не благочестивых героев, а бросить актёрскую карьеру он не смог. Патриарх Кирилл удовлетворил его просьбу и отправил его под запрет, однако отметил, что когда отец Иоанн сделает окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения, он снова сможет стать священником.

Разные уровни
Удалиться из священников можно не только добровольно, но и принудительно. Высшие органы церковной власти могут отстранить своих пастырей от служения по множеству самых разных причин. Например, за хамское поведение и неприглядные поступки, за прогулы и самовольные уходы в отпуск, и конечно, за совершённые канонические преступления. Также можно впасть в опалу за сокрытие доходов и недостаточную уплату налогов в епархиальную казну. Или даже за категорический отказ скидываться на новые машины и дачи своим архиереям.
Существует несколько уровней церковных наказаний: 1. Отстранение от прихода или отправка за штат. 2. Запрещение в служении. 3. Извержение из сана. 4. Отлучение от Церкви за особо тяжкие духовные преступления.
Первые два уровня - мера исправительной дисциплины. Правящий архиерей отстраняет священнослужителя своей епархии от прихода или отправляет его под запрет. Делается это на определённый срок - от нескольких месяцев до нескольких лет, либо безсрочно. Но любой запрещённый священник может вернуться, как только будут устранены причины, мешающие ему служить. Или произойдёт примирение с церковным начальством.
В последние годы некоторые батюшки перестали поминать на литургии патриарха Кирилла (Гундяева). Именно по этой причине были запрещены в служении псковский старец игумен Роман (Загребнев), ставропольский иерей Андрей Соковых, петербургский иерей Алексий Мороз и ещё несколько десятков священнослужителей. Свой отказ чтить Патриарха они объясняют несогласием с его духовной политикой и дипломатией. Особенно болезненной и непримиримой была их реакция на встречу патриарха Кирилла с римским папой Франциском. Ведь ревнители благочестия поныне считают католиков еретиками и отвергают возможность дружбы с иными конфессиями. Но и они могут со временем одуматься и вернуться, если только не впадут в раскольничьи секты.
Если же запрещённый священнослужитель продолжает гнуть свою линию и самовольно проводит богослужения - его могут лишить сана навсегда, окончательно и безповоротно. Этот приговор в прежние времена выносил Священный синод, а ныне - Архиерейский собор. Изверженный или добровольно отрекшийся от сана священник становится расстригой в полном смысле этого слова.
Понятие «расстрига», применяемое к бывшим священникам и монахам, произошло благодаря специальному обряду, который аж до начала ХХ века проводили над человеком, лишающимся сана. С него в храме снимали церковную униформу, переодевая в обычную одежду, читали особые молитвы и возгласы «Анаксиос!» (т.е. недостойный) и остригали ему бороду и волосы. Затем расстригу с позором выгоняли из церкви жезлом. В обществе, где Церковь была объединена с государством, расстриги становились изгоями не только в духовном смысле. Их презирали, не брали на госслужбу, и жизнь их становилась тяжёлой и безрадостной.
В настоящее время подобные зловещие церемонии уже не проводятся, и дело ограничивается подписанием соответствующих указов и постановлений, и устным их зачитыванием. Однако в среде высшего духовенства сохраняется довольно суровое отношение к расстригам, и многие епископы всерьёз считают, что извержение из сана одновременно означает и гибель души человека.

Обратной дороги нет
Запрещённый за пьянство священник может бросить пить, а распутник способен одуматься и остепениться, раскаяться и понести епитимию. После этого они смогут вернуться к служению. А вот для убийц обратной дороги уже нет.
В декабре 2012 года, служитель храма в деревне Можаевке под Ростовом-на-Дону, 33-летний иерей Евгений Демидов в приступе ярости насмерть забил свою жену Наталью, оставив сиротами двух маленьких детей.  Как выяснилось позже, он был психопатом и часто бил свою супругу из-за любых пустяков, считая, что «воспитывает» её, а она кротко терпела и никому не жаловалась. Гражданский суд приговорил его к 9 годам колонии строгого режима, а церковный - изгнал из священников. 
Но не только умышленные убийцы навсегда лишаются сана. Многие неплохие батюшки были признаны виновниками ДТП со смертельным исходом и были пожизненно отстранены от служения. Одни не справились с управлением на дороге, другие не заметили выскочившего на дорогу в неположенном месте пьяного пешехода. Их действительно по-человечески жаль. Однако есть и такие, кто наказан заслуженно, и кому вообще не стоило давать водительские права.
В том же 2012 году на Кутузовском проспекте в Москве пьяный иеромонах Илия (Сёмин) на своем премиальном внедорожнике «Мерседес-Гелендваген» на скорости 140 км/ч сбил насмерть двоих дорожных рабочих. И получил за это всего три года колонии общего режима и крупный штраф в пользу родственников жертв.  Сана его лишили, но он по-прежнему остаётся монахом. После выхода на свободу он ездит на зарубежные курорты поправлять пошатнувшееся в заключении здоровье.
Лишён сана и позволявший себе ездить пьяным за рулём священник храма великомученика Пантелеймона Иван Петунов, устроивший два года назад в Петрозаводске аварию, скрываясь с места которой он насмерть сбил женщину на пешеходном переходе. За содеянное он получил четыре года колонии-поселения.
Впрочем, бывают и загадочные исключения из правил. В 2009 году чувашский протоиерей Геннадий Соминов на своём «Лексусе-RX300» сбил на пешеходной «зебре» человека. Пострадавший умер на месте, а пьяный водитель даже не остановился и попытался замести следы. Ему удалось уговорить своего прихожанина дать ложную явку с повинной, что это он, а не Геннадий был в тот момент за рулём. В ходе расследования ложь изобличили, но поп-убийца отделался смехотворным сроком, получив всего 2 года колонии-поселения.
Удивительно, но факт: высшее начальство так и не лишило Соминова священного сана, и после освобождения он… получил место настоятеля храма Вознесения Господня в селе Яуши. Где недавно снова стал героем скандала - на него подали в суд родственники его психически нездоровой прихожанки. Женщина «по велению Свыше» решила подарить Церкви дом и три своих земельных участка, а ушлый протоиерей оформил её имущество на себя. Ещё Соминову припомнили его бизнес на святынях - имея в собственности частицу мощей святой Матроны он зарабатывал на верующих немалые деньги, а также отдавал мощи в аренду другим желающим подзаработать. Да ещё и не делился с епархией своими гонорарами. В настоящее время Геннадий лишён прихода и пока что не у дел. Но сана его до сих пор почему-то не лишили, и он имеет шансы отсидеться, пока про его выходки забудут, и снова легализоваться в какой-нибудь епархии.

Анафема
Самым страшным наказанием считается отлучение от церкви. Оказаться под анафемой можно за публичные высказывания, противоречащие учению  Церкви, богохульства и святотатства. Либо за создание изгнанным священником новых раскольничьих организаций. 
В одном из интервью экс-патриарх Алексий II в числе своих любимых преподавателей называл известного богослова, протоиерея Александра Осипова. И сожалел об его уходе из православия. В 1959 году профессор ленинградских духовных школ Осипов опубликовал в газете «Правда» статью, в которой публично отрёкся от религиозной веры.
Превращению искренне верующего священника в атеиста предшествовал долгий тернистый путь. Ему довелось пережить гонения, военное лихолетье, предательство жены. В пасхальную ночь 1947 года в храме Ленинградской духовной академии вспыхнул пожар и рухнула лестница. Многие верующие стали калеками, и Осипов за это всерьёз обиделся на Бога, а позже - и вовсе стал сомневаться в Его существовании. Он стал изучать критическую литературу и интересоваться наукой. Женился вторым браком на своей духовной дочери и подал прошение о снятии с себя сана. Постепенно от былой веры в его душе не осталось и следа. За публичную критику христианства и антирелигиозные лекции и книги он не только был извергнут из сана, но и отлучен от церкви. В 90-е годы появилась легенда, что перед смертью Александр пытался покаяться и вернуться, но, судя по его дневникам и воспоминаниям его близких, это не более чем вымысел.  
Уход запрещённого священника в раскол также чреват анафемой. Бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко) в советские времена изгонял семинаристов-антисоветчиков и осуждал любых диссидентов, но на склоне лет резко сменил свои взгляды на прямо противоположные. 28 лет назад он едва не стал нашим Патриархом. В мае-июне 1990 года, после смерти патриарха Пимена, он был местоблюстителем Патриаршего престола, но в ходе церковных выборов проиграл Алексию II (Ридигеру).
После развала СССР Филарет горячо поддержал тех, кто требовал автономии Украинской церкви от РПЦ. А когда ему припомнили многочисленные духовные проступки, на которые прежде закрывали глаза, и предложили тихо-мирно уйти в отставку - он стал одним из лидеров церковного раскола и был извергнут из сана. Украинская Православная Церковь раскололась надвое - на каноничный Московский Патриархат и на не признаваемый другими поместными церквями Киевский Патриархат, которым Денисенко управляет поныне, с 1995 года. В 1997 году его отлучили от Церкви и предали анафеме, но немалая часть православных украинцев поддерживает его, считая его своим патриархом. 
Был отлучён от церкви и знаменитый поп-диссидент Глеб Якунин, которому в советское время довелось побывать в тюрьмах и ссылках. По жизни борец и оппозиционер, отец Глеб в начале 90-х годов увлёкся политикой и стал депутатом Госдумы. Где ему порой доводилось драться с другими депутатами не только в фигуральном смысле, но и на кулаках. Его ничуть не смущало, что священникам издавна категорически запрещено становиться политическими деятелями. Якунина лишили сана, но он продолжал носить священнические одежды, дружил с раскольниками и при любом удобном случае поругивал родную Церковь. За что и был в 1997 году предан анафеме. Наплевав на отлучение, он стал священником Киевского Патриархата, а затем перешёл в Русскую Истинно-Православную (Катакомбную) Церковь. На базе последней была создана сектантская Апостольская Православная Церковь, где Якунин в чине протопресвитера служил до своей кончины в 2015 году.
Что любопытно, знаменитый радикал и скандалист Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, которого выгнали в 2008 году за огульное осуждение своих непосредственных начальников, до сих пор от церкви не отлучён.
Низведённый до уровня простого монаха и получивший в народе прозвище Динамит, он создал секту ревнителей православного благочестия, считающих, что только они живут правильно и по истине, а вся остальная РПЦ погрязла в ереси и отступила от Бога. Он лично «отлучил от церкви» Алексия II и Кирилла (Гундяева), но в Московской Патриархии только посмеялись над причудами фанатика, и пока что не стали закрывать для него возможность вернуться в лоно Церкви…

православие, религия

Previous post Next post
Up