Услышав выражение "Картина маслом!", мы понимаем, что речь идёт о чём-то красочном, живописном, удивительном и внезапном. Некоторые в этом выражении даже усматривают аллюзию на картину Репина "Приплыли" "Не ждали". ;) Но почему именно картина и именно маслом (а не карандашом, акварелью или кремом на торте)?
Мой первый набор масляных красок
Почему картина, понятно - потому что обычно так говорят про "остановленное мгновение": "его глазам предстала картина...".
А маслом - потому что именно масляная живопись издавна известна как наиболее яркая и красочная. После ограниченного набора привычных натуральных красителей (земляные пигменты да сок некоторых растений) возможность растереть в порошок любой цветной минерал и склеить этот порошок маслом была настоящей революцией. (Между прочим, синяя краска ультрамарин долгое время так и делалась из лазурита и стоила дороже золота! Просто не было в минеральной природе другого синего .) Набор доступных цветов для художника резко расширился, и возросла яркость красок. Да и слово "живописно" употребляют, когда хотят подчеркнуть красочность картины или образа. А под "живописью" обычно понимают именно масляную.
Всё это я знал (теоретически); поэтому, когда мне стукнуло в голову попробовать рисовать, я и не подумал вспоминать детское баловство с акварелью, а обратился сразу к маслу. С чего мне вообще пришло в голову рисовать? Да с того же, с чего и детям нравится это занятие. Ну и ещё потому, что девушка взяла "на слабо": "вот у меня знакомые выставляются, а ты всякой ерундой компьютерной занимаешься". :)
И я не выдержал. Нашёл в книжном магазине показанный на фото набор масляных красок; а кисточки у меня были с детства (правда, слишком мягкие, акварельные, но я-то не знал таких тонкостей!). Вероятно, есть доля истины, когда мужчин упрекают в нежелании спрашивать дорогу и читать инструкции. Да, надо сказать, и инструкций-то взять было негде - Интернета в 1993 году не наблюдалось, а специально искать и покупать какой-нибудь учебник не хотелось - мало ли, вдруг эта блажь ничем не кончится и краски будут выкинуты на антресоли и забыты...
В общем, я понятия не имел о технике живописи. О том, что нужен растворитель. О том, что основание для живописи надо правильно подготовить (загрунтовать). И о других мелочах. Зато в голове у меня был свежий образ из очередной командировки: закат над бескрайним полем с нежными зелёными всходами. Низкое солнце давало удивительно контрастную картину, и стройные ряды зелени, уходящие за горизонт, мелькали перед моим взором. Вот это я и задумал изобразить, присовокупив сюда абстрактную картину взлетающего фотонного звездолёта и похожую на него очертаниями птицу-облако. Да, это я впечатлился, увидев пару работ сюрреалистов; подобные упражнения мне казались куда как привлекательнее, нежели какой-то никому не интересный натюрморт. А ещё у меня на картине должен был быть наблюдатель в скафандре, вальяжно восседающий затылком к нам на антигравитационном кресле. :)
А.Донской. Облака над полем. 1993, к., м. (точный размер не помню, что-то около формата A4)
За неимением холста (и неумением обращаться с ним) я взял обыкновенную картонку от папки "Дело" (люди старшего поколения помнят, что это такое), и приступил к работе.
Писать маслом оказалось не так-то просто. С самого же начала я обнаружил, что краска в тюбиках слишком густая, и размазать её качественно, чтобы сделать растяжку закатного неба, невозможно. А о том, что это можно при желании сделать и руками, я никогда бы не подумал из-за врождённой брезгливости. :)
Затем я с удивлением обнаружил, что краска мгновенно впитывается в картон, теряя все свои свойства и даже немного изменяя цвет. Наконец, я замучился рисовать тысячи зелёных ростков на поле: из-за густоты краски вместо тонких линий получались невнятные кляксы... Особенно проблемным получился фотонный звездолёт, который должен был быть намечен лёгкими штрихами. Штрихи получались рваные - густая белая краска совсем не желала укладываться в ровную линию. Зато размазывать розовое, чтобы получить как бы освещённые закатом края облака-лебедя, мне понравилось.
Задуманное антигравитационное кресло я таки нарисовал - оно получилось похожим то ли на перо, то ли на лепесток белого цветка. Поразмыслив и трезво оценив невозможность тонкой работы неразведёнными красками из тюбика, наблюдателя в скафандре я изображать не стал. Только добавил на кресло несколько радужных штрихов для создания призрачной прозрачности.
В довершение ко всему я достал из-под ванны оставшуюся от давнишнего ремонта банку лака и залил им едва высохшую картину, чтобы скрыть матовые пожухлые места, где всё масло из краски перешло в картон. Лак оказался старым и заметно жёлтым, что придало работе ни с чем не сравнимый антикварный колорит. Тем же лаком, не скупясь, я обильно залил и наспех сколоченную рамку. На этом первая картина маслом была готова!
Если вас не устрашил первый сюрреалистический опыт чайника, то по тегу " Живопись" у меня в блоге (и основное на сайте) можно посмотреть более удавшиеся продолжения (некоторые я даже нахально выставлял на ежегодных выставках местного Союза художников) :) Теперь же, особенно после того, как меня пинками загнали в блогеры, рисовать решительно некогда... вот разве что с первой пенсии... или когда очередной жареный петух клюнет...
Заодно напомню про батик, потому что нравятся мне эти работы не меньше, чем живопись :)
Кстати, пост изначально был написан для сообщества my_first_time, оригинал тут. Думаю, это иногда полезно - делиться своими воспоминаниями в подобных тематических сообществах. Попробуйте тоже! :)