Скульптурная вакханалия Заволжья

Sep 07, 2014 21:48

Сначала принципиально не фотографировал это.
Но, когда с каждым годом странных скульптур становится всё больше, пройти мимо уже не получится. Теперь их столько, что на каждом шагу встречаешь какой-нибудь столб с непонятными символами, чувашскими надписями и двусмысленными изображениями непривычного вида.
Что за этническая вакханалия? Познакомимся с достопримечательностью (взглядом человека, практически не знакомого с чувашским языком и мифологией):




Если знаете чувашский, можете помочь мне с переводом (и проконсультировать по поводу того или иного образа).
Здесь написано: "Дерево любви". И явно выраженная в указателе фаллическая символика не оставляет в том никаких сомнений.

А что вообще за место такое? Подозреваю, что даже не все чебоксарцы знают.
По одну сторону дороги терренкур с этническими туристскими объектами типа "дерево любви", а по другую - этнокультурный комплекс деревянной скульптуры «Юпа» на территории санатория «Чувашия» (предупреждаю: официальный сайт агрессивный, он сразу начинает воспроизводить музыку и рекламный ролик. Ролик, к счастью, можно остановить, а вот как музыку отключать, я не знаю).
Не знаю также, относится задорожная часть достопримечательности к основной или нет, поэтому посмотрим обе. Кстати, в более свежем источнике парк называется "Сувар" (древнее название чуваш). :)

Если пару десятков лет назад все маршруты грибников начинались в этих краях, то сейчас все едут на машинах дальше, в марийские леса. А много ли народу побывало в самом санатории? Если учесть, что цены здесь выше, чем в Сочи, то не стоит удивляться, что москвичи приезжают сюда едва ли не чаще жителей Чебоксар. Да и то сказать, красиво в любое время года:







Потому многие приезжают сюда просто погулять (по освещённым дорожкам, в благодатном сосновом лесу); ну а зимой здесь так или иначе проходят почти все лыжники (вот и у меня тут все фото будут зимние):




Сколько точно сегодня скульптур в парке, вам не скажет ни один сайт.
Удивляться не приходится - каждый год появляется не один десяток новых скульптур.
Кто их делает?

Инициатором создания комплекса, руководителем ежегодных симпозиумов «Ниме» и автором основных скульптур является известный художник, член Союза чувашских художников Николай Михайлович Балтаев. Активную помощь в реализации проектов оказывает Юрий Леонидович Симунов, генеральный директор (главный врач) санатория «Чувашия».

А в Википедии перечислен длинный список скульпторов и резчиков по дереву, участвующих в создании этого парка: "Палтай Микуçĕ (Н. М. Балтаев); Эткер Славикĕ; Сантр Пикл (А. И. Алексеев); Енчĕк Петĕрĕ (Кошелев Пётр); Матур Хĕветĕрĕ (Ф. И. Мадуров); Аванмарт Пайтул; Хĕрлĕ Мишши (Краснов Михаил); Иванов Александр; Йăван Пикл (И. А. Алексеев); Эриван Ваççи (Эриванов Василий); Йĕкĕм Жени (Акимов Евгений); Ылтăн Сĕруш (С. В. Семёнов); Слава Уракен; Хĕçлĕ курак Юркки (Фролов Юрий); Тымарлан Пилĕ; Аннушка Ваççи (Кузьмин Василий); Пупин Кĕркури (Г. С. Пупин); Нимĕç Славикĕ (Немцев Вячеслав); Ту Улачи (Нагорнов Владимир); Матрас Юркки (Ю. П. Матросов); Праски Витти (В. П. Петров); Арăслан Лёни (Николаев Леонид); Фролов Юрий; Çтапан Тули (Степанов Анатолий); Кенин (Фомиряков, Георгий Геннадьевич); Кĕкер Коли; Пупин Петĕрĕ (П.С. Пупин); Балтай Асамачĕ (А. Н. Балтаев); Балтай Аттилĕ (А. Н. Балтаев)."

И там вся чувашская мифология, в том числе про сотворение мира, в нескольких тематических частях:




К сожалению, с чувашской мифологией почти не знаком, но по приведённым ниже ссылкам можно узнать многое.
Здесь и и создание мира, и богатыри, и добрые духи, процветание и защита родного края:







Техника скульптур почти везде одинакова: берётся толстое бревно (преимущественно дубовое) и всё вырезается из него. Потом ставится на место в виде столба. Собственно, потому и парк так назвали (одно из значений слова "юпа" - столб).
Однако чем дальше в лес, тем больше столбов, и тем большую оторопь ощущаешь:




Только у меня одного при взгляде на это Третий рейх вспоминается?

Впрочем, многие великие символы опошлены, извращены и искажены негодяями, да так и закрепились в общественном сознании.
Скажем, свастика - древнейший (ещё с палеолита) символ Жизни, Солнца, Мироздания, движения и благоденствия. Разве виноват он в том, что Гитлеру приспичило увлечься эзотерикой и взять этот символ к себе на флаги?!
А ведь теперь даже за рисунок свастики можно статью получить, такие у нас законы...

Но надо как-нибудь сходить сюда на экскурсию (есть такая в санатории, для туристов).
Может быть, гид сможет "реабилитировать" многие из представленных в парке символов?

Двигаемся дальше. Скульптуры становятся всё более разнообразными - от чувашских рун и языческих богов до крылатых ангелов.
А на переднем плане - классический сюжет возрастов женщины. Думаю, он не имеет никакого особенного национально-этнического подтекста и понятен всем:




К сожалению, на территории скоро станет резных деревянных столбов больше, чем деревьев.
Поэтому предлагаю перейти через дорогу, и по указателю поискать упомянутое дерево.
Впрочем, натоптанная тропа приведёт к нему без проблем.
А по пути, разумеется, скульптуры, скульптуры...

Что означает сей любовный конь, я понятия не имею, просто пройдём мимо:




Классический жизненный цикл человека тоже не вызывает вопросов:










Но почему у матери такое странное выражение лица? Да и у младенца тоже как-то не очень...
Тревожное ощущение... Отец-то куда скрылся? Может, поэтому?




Нет, это явно не Машенька и Медведь.
Беглый обзор Википедии не показал какую-то особенную роль медведя в чувашской мифологии. Поэтому я лучше не буду комментировать, а то получится что-то совсем не то. ;)

Между прочим, встречаются упоминания о матриархате у предков чуваш, так что изображение матери (не просто матери, а матери рода) во всех возможных ипостасях - самый распространённый мотив:










Как хотите, такого "искусства" я совсем не понимаю (хотя двадцать лет назад и увлекался подобным сюрреализмом, сам подобные штуки рисовал).
Возможно, есть какая-то тонкая грань, которую переступать не следует (даже если иметь нужные знания)...

А ведь в Чувашии до сих пор сохраняются элементы язычества!
В последнее время интерес к "духовным корням" активно прививается везде (от самых высоких трибун до различных религиозных движений), поэтому нисколько не удивительно, что во многих местах в национальных традициях (хотя, конечно, больше для привлечения туристов) создаются подобные этнопарки.
Например, уже не первый год идёт противостояние устроителей этнопарка в Цивильске с Православной Церковью. Ряд скульптур уже заставили убрать.

Здесь пока скульптуры и столбы существуют благополучно, и все желающие могут сесть на автобус, приехать и посмотреть на них.
Будем считать, что это хорошо. Если бы не слабости человеческие, которым так выгодно бывает потакать...

В центре предыдущего фото - одно из "деревьев любви" с ленточками.
Надо полагать, местный экскурсовод обязательно расскажет здесь про Кереметь.
Но, подозреваю, к Керемети это дерево имеет весьма косвенное отношение ;)
Проще говоря, организаторы находят первое попавшееся хорошо разветвлённое дерево, обвешивают ленточками - и объявляют исполняющим желания. Даже традиции тут, скорее всего, ни при чём.
Таких деревьев в любом лесу множество, но, естественно, популярными становятся те, которые ближе всего к туристской тропе.

Извините, "дерево любви" с ленточками фотографировать не буду. Это на рекламных проспектах оно выглядит красиво в совокупности с женщинами в национальных нарядах.
А в жизни там обязательно будут висеть лифчики и прочие предметы женского туалета. Туристы - они такие!

Кстати, ветвистость может возникать из-за радиоактивного поражения радоном, выходящим из-под земли: "В зонах разломов часто встречаются многоствольные деревья... Дихотомию (сильное ветвление) считают частным случаем многоствольности. При обычных условиях частота дихотомии ствола у сосны не превышает 0.5-1%. В зонах разломов она доходит до 25%, а в их центральных частях до 60% (Шиманская и др., 2013)."
Поскольку через всё Заволжье проходит геологический разлом, то проблема актуальна...

И около наших ветвистых деревьев с ленточками наблюдаются странные последствия, я бы даже сказал, мутации... Или это символическое изображение того, что одолевает туристов, распивших бутылочку у костра?




И почти без комментариев (надпись, подсказывают, переводится как "тёплое место"):




Поскольку сегодня санаторий продан, что-то на территории может и поменяться. Надеюсь, доступ всех желающих в парк сохранится!

И да, отчего это я отдыхающих в санатории и гуляющих по туристской тропе туристами называю? ;)

Кстати, самое интересное, что в каждое воскресенье 10:00 проводится бесплатная экскурсия с экскурсоводом.
Так что все могут сходить познакомиться с достопримечательностью!

Другие материалы по теме:
 • Этно-парк деревянной скульптуры ЮПА
 • Этнокультурный парк - Сувар
 • Галерея фотографий на официальном сайте санатория
 • Сувар (этнокультурный парк) (Википедия)

• ivand_cheb: Зачем Угаслову санаторий "Чувашия"
 • alexey_donskoy: Летопись: Закат с обоих берегов Волги
 • alexey_donskoy: Заволжье: национальный парк vs. город
 • alexey_donskoy: Генплан обсудили - что дальше?

искусство, религия, этнос, достопримечательность, мифология, скульптура, Чувашия

Previous post Next post
Up