( Read this post in English / Прочитать этот пост на английском языке ) Как мои постоянные читатели помнят, больше месяца я нахожусь в Таджикистане, устанавливая новые рентгеновские аппараты в новой больнице,
строительство которой находится под личным контролем президента Республики Таджикистан. Из-за новизны аппаратов ко мне на помощь прилетел мой коллега из нашего европейского офиса. Он является гражданином Болгарии, проживающим в Нидерландах, свободно владеющим русским языком и постоянным обладателем годовой многогратной российской визы в своём загранпаспорте. Но, как мы помним, с 1991 года Таджикистан - это не Россия, и, следовательно, моему коллеге была необходима таджикская виза. Однако, для него, как для европейца,
возможен т. н. упрощённый порядок получения таджикской визы, что на практике означает получение визы по прибытии в международном аэропорту Душанбе. Наши местные таджикские партнёры это знали. Но чтобы всё прошло максимально гладко, они на всякий случай отправили в аэропорт письмо соответствующего содержания. Из крупнейших международных авиакомпаний в Душанбе летает, пожалуй, только Turkish Airlines. Кроме того, рейс не ежедневный. И т. к. это было дело государственной важности, чтобы прилететь как можно быстрее, мой коллега отправился в Душанбе через Москву разными перевозчиками.
Прилетев в Душанбе, ещё до прохода через паспортный контроль он подошёл к окошку, над которым висела надпись "Visas" и обратился к сидящему там человеку. Разговор был на русском языке, т. е. у таджикского сотрудника языкового барьера не возникло. Мой коллега объяснил ему, что он - европеец и поэтому он хочет, чтобы ему сделали визу. После этого мой коллега протянул в окошко свой паспорт. Визовый сотрудник очень удивился этому. Он спросил моего коллегу, есть ли у него приглашение или договор, на основании которого он приезжает в Таджикистан. Мой коллега ответил, что нет, т. к. ему наши таджикские партнёры не говорили, что ему это нужно, ему сказали, что нужен только его паспорт, что в аэропорту должно быть письмо о его прибытии. Визовый сотрудник спросил название организации, от имени которой должно быть письмо. Мой коллега назвал нашего таджикского дилера. Визовый сотрудник начал рыться в бумагах. Он делал это долго - все пассажиры рейса, кроме моего коллеги, уже прошли паспортный контроль. Письма не было. Тогда мой коллега назвал нашу организацию. И снова долгие поиски письма - сотрудники паспортного контроля уже покинули свои рабочие места. Но письмо так и не нашлось, и визовый сотрудник заявил моему коллеге, что в таком случае он не может выдать ему визу. Мой коллега воспринял это спокойно. Он спросил визового сотрудника, что ему надо делать в этом случае: будет ли депортация (прямых рейсов между Таджикистаном и Нидерландами или Болгарией не существует) или ему следует ждать ближайшего рейса обратно в Москву. Визовый сотрудник спросил моего коллегу о цели его прилёта. Мой коллега объяснил, что прилетел сюда настраивать рентгеновские аппараты в новой больнице, строительство которой контролирует лично президент страны. Визовый сотрудник прекрасно понял, о какой больнице идёт речь. О ней постоянно говорили в выпусках новостей местного телевидения. И он понял, что моего коллегу желательно всё-таки впустить в страну. Поэтому он спросил моего коллегу, устроит ли его... туристическая виза. Мой коллега обалдел. Всё-таки цель приезда - однозначно не туризм, и на Памир он едва ли поедет. Поэтому он спросил визового сотрудника, есть ли другие варианты. Визовый сотрудник ответил, что в принципе нет, но основным недостатком таджикской туристической визы является то, что по закону её нельзя продлить, находясь внутри страны. Тогда мой коллега спросил, на какой максимальный срок может быть выдана эта виза. Визовый сотрудник сказал, что на один месяц. Этот срок моего коллегу вполне устраивал и он согласился на туристическую визу.
И тут началось самое интересное. Визовый сотрудник сказал, что визовый сбор за месячную туристическую визу составляет 32 доллара. Мой коллега достал кредитную карту, но визовый сотрудник сказал, что он принимает только наличные деньги. Тогда мой коллега спросил, есть ли в аэропорту банкомат. Визовый сотрудник ответил, что банкомат есть, но только по ту сторону границы, куда мой коллега пройти не может, т. к. у него нет таджикской визы. Таким образом, получился замкнутый круг, и мой коллега спросил визового сотрудника, как они будут выходить из него. Визовый сотрудник, помня о цели прилёта моего коллеги, и, следовательно, о необходимости во что бы то ни стало выдать моему коллеге визу, вклеил ему в паспорт визу и сказал перейти границу, снять деньги из банкомата, перейти границу обратно, заплатить визовый сбор, ещё раз перейти границу и идти по своим делам. Так мой коллега и поступил.
( Прочитать этот пост на русском языке / Read this post in Russian ) As my readers can remember, I have spent more than a month in Tajikistan installing new x-ray machines in a new hospital
built under the control of the president of the Republic of Tajikistan. Since the machines are very new, my european colleague came to me for a technical support. He is a Bulgarian citizen, but he lives in the Netherlands. He speaks fluent Russian and he always have a multiple entrance Russian visa in his passport. But as we remember, since 1991 Tajikistan is not a part of Russia anymore. So, he needed a separate Tajik visa to enter Tajikistan. As a European citizen,
he could use a so called simplified application procedure, which means in practice a visa-on-arrival application in Dushanbe international airport. Our local dealer knew that, but just in case they sent a cover letter to the airport to make sure that my colleague would easily cross the border. Among the worldwide known airlines nearly only one operates flights to Dushanbe which is Turkish Airlines. And the flight is not daily. But since that was a very important business for the country, and in order to come to Tajikistan as soon as possible, he took a flight to Moscow and then to Dushanbe using several airlines.
When he arrived to Dushanbe international airport before passing through the passport control he came to the window labeled with a "Visas" sign above it. My colleague spoke Russian with a visa officer, so there was no language barrier between them. My colleague told the visa officer that he was a European, and that's why he wants a visa. And then he gave the visa officer his passport. The visa officer was very surprised. He asked my colleague if he had either an invitation to Tajikistan or a contract which requires his arrival. My colleague answered that he had none of them because he had been told that the only thing he would need was just his passport and nothing else and there must be a cover letter about him in the airport. The visa officer asked for the name of our local dealer. When my colleague named it, the visa officer tried to find the letter among the papers on his desk. That took long time, the rest passengers had passed through the passport control. But he didn't find the letter from our local dealer. Then my colleague named our company, and the visa officer tried to find the letter again. That took also long time, the passport control staff had gone. And again the letter was not found. So the visa officer told my colleague that he could not issue him a visa. My colleague accepted it in a calm manner. And he asked the visa officer what was next, i. e. either he would be deported (there are no direct flights between Tajikistan and the Netherlands or Bulgaria) or he had to wait for the next flight back to Moscow. The visa officer asked my colleague about the reason why he had arrived. My colleague told him about the new x-ray systems in the new hospital. The visa officer clearly understood which hospital my colleague meant. The hospital was often mentioned in local TV news issues. And he also understood that he'd better let my colleague enter Tajikistan. That's why he asked my colleague if he would be satisfied with... a tourist visa. My colleague was shocked. After all, the purpose of his visit was clearly not tourism. He was hardly going to see Pamir mountains. So he asked the visa officer if there were any other options. The visa officer answered that this was the only option he could offer, but the only disadvantage of the tourist visa was that it was not possible to enlarge the duration of stay while the visa holder was inside Tajikistan. Then my colleague asked about the maximum duration of stay for such a tourist visa. The visa officer answered that it was one month. This duration satisfied my colleague and he agreed to take the tourist visa.
And here comes the most interesting part of the story. The visa officer asked for the visa fee of $32. My colleague gave him a credit card, but the visa officer said that he could take only cash. Then my colleague asked if there was any ATM machines in the airport. The visa officer answered that there were some but only behind the passport control, and since my colleague didn't have a visa, he couldn't get there. My colleague asked about any options about how to find a solution. Since the purpose of my colleague's visit was very important, the visa officer put a visa sticker in my colleague's passport in order to let him cross the border, take some cash from the ATM, then cross the border back, pay the visa fee and then cross the border again and go away. And that was what my colleague did.