Ну просто - очень хорошие вертолеты!

Oct 28, 2023 01:58


Гордостью авиапрома СССР и России бесспорно являются наши вертолеты.
Не все страны мира, даже сегодня, в двадцать первом веке, могут похвастаться производством вертолетов. Что тогда и говорить о середине века двадцатого. Тем не менее, именно тогда в СССР и начали серийно производить свои собственные, без импортных узлов и агрегатов, вертолеты.



Первенец советского серийного вертолетостроения - Ми-1



Ми-1

Первенцем советского серийного вертолетостроения стал вертолет Ми-1, созданный в конце 40-х годов в ОКБ выдающегося советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля. Элегантная и красивая машина, прославившаяся, разумеется, не только этим. За Ми-1 зарегистрировано двадцать семь международных рекордов, среди которых, рекорд скорости: - 210,535 км/ч, высоты: - 6 700 м. и дальности полета: - 1654.571 км. Ми-1 нашел применение, и в авиации вооруженных сил, и в народном хозяйстве, и в ДОСААФ СССР. Больших успехов на Ми-1 добились советские вертолетчики-спортсмены, завоевав звание абсолютных чемпионов мира на чемпионате мира по вертолетному спорту 1973 года, проходившему в Англии.

До конца семидесятых годов в СССР вертолет Ми-1 был «школьной партой», на которой прошли первичную подготовку и получили «путевку в небо» целые поколения советских вертолетчиков, среди которых посчастливилось оказаться и автору этой статьи.



Вертолет московского аэроклуба - участник чемпионата мира 1973 года в Англии

Не слишком сложный в управлении (если такое можно сказать о вертолете вообще), очень отзывчивый (летчики говорят: - «приёмистый»), требующий внимания, но в то же время, прощающий нелепые курсантские ошибки, вертолет.  У тех, кто был знаком с Ми-1 не понаслышке, он оставил самую добрую память.



Кабина пилота вертолета Ми-1 М

В СССР, всего, было построено более 1000 вертолетов Ми-1 разных модификаций, включая учебные - с двойным управлением. В 1956 году лицензионное производство Ми-1 началось в Польше на заводе “WSK PZL - Swidnik”, где, под обозначением SM-1 до 1965 года построили еще 1600 вертолетов.

Официально, вертолет Ми-1, был выведен из эксплуатации в СССР в 1983 году, но в некоторых странах он продолжал летать вплоть до 90-х годов.

Ми-4

Доверие к вертолетам, которого, чего греха таить, не было в самом начале их использования, крепло и со временем проявилось, да так, что военные заказчики уже не просили, а требовали создать вертолет для транспортировки и высадки в труднодоступных местах боевых групп солдат с вооружением и техникой.



Военный вариант вертолета Ми-4

Гражданская авиация также нуждалась в летательном аппарате, способном доставить людей и грузы на «стройки пятилетки», туда, где еще не сделали посадочных полос для самолетов. В ОКБ Миля, были к этому готовы. Уже в декабре 1952 года на Саратовском авиационном заводе начался серийный выпуск многоцелевого вертолета Ми-4.



Ми-4 в гражданском исполнении



Большую пользу вертолеты Ми-4 приносили в народном хозяйстве

Существует мнение, что Ми-4 - копия американского вертолета Sikorsky S55. Нельзя не заметить, что компоновка этих двух вертолетов действительно очень схожа.



Американский вертолет "Sikorsky S55"

Однако Ми-4 больше, чем в два раза превосходил американский вертолет по грузоподъемности. Его просторная грузовая кабина вмещала 1600кг груза или до 16 полностью экипированных десантников. Ми-4 был снабжен грузовым люком с опускающимся трапом и откидными створками в задней части фюзеляжа. В нем можно было перевозить такие грузы, как автомобиль ГАЗ-69 (правда брезентовый тент с него, приходилось снимать), или два мотоцикла «Урал» с колясками, или, даже легкую артиллерийскую установку.



Пилотская кабина вертолета Ми-4

На вертолет Ми-4 устанавливался бензиновый двигатель: АШ-82, такой же, как на истребителе военного времени - Ла-5. Заправлялся Ми-4 авиационным бензином Аи-95/130. Из-за свинцовых присадок этот бензин категорически не рекомендовалось использовать для заправки автомобилей, но кого же в то время в СССР это останавливало ...

Вертолеты Ми-4 выпускались в СССР на авиапредприятиях в Саратове и Казани. Всего было построено более 3100 вертолетов 30 различных модификаций. Производство в СССР было завершено в 1966 году. С 1958 года Ми-4 производился по лицензии в Китае под названием «Harbin Z-5».



Вертолет «Harbin Z-5»

Кроме СССР вертолеты Ми-4 эксплуатировались в: Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Буркина-Фасо, Венгрии, во Вьетнаме, в Гане, Гвинее-Бисау, ГДР, Египте, Индии, Индонезии, Ираке, Йемене, Камбодже, Камеруне, КНДР, Китае, на Кубе, в Лаосе, Мали, Монголии, Польше, Румынии, Сирии, Сомали, Судане, Сьерра-Леоне, Румынии, Финляндии, Чехословакии и Югославии.



Верой и правдой вертолет Ми-4 служил своим военным и гражданским хозяевам вплоть до конца 80-х годов. Окончательно его эксплуатация завершилась в СССР только в 1988 году, а лицензионная, китайская копия - вертолет «HarbinZ5», до сих пор стоит на вооружении ВВС КНДР.

В следующей статье будет рассказано о достойном продолжении дел советских вертолетостроителей - вертолетах: Ми-6, Ми-10 и Ми-2.

(Продолжение следует)

Previous post Next post
Up