Думаю, что практически у каждого из нас, особенно у тех, кто уже имеет жизненный опыт, найдется, что рассказать о необъяснимом. Были такие случаи и в моей жизни. Расскажу только о двух из них. О тех удивительных случаях, которые я, даже по прошествии значительного времени, объяснить не могу.
Первый такой случай связан с моим увлечением велосипедом. Даже уже не совсем в ранней молодости я без особой подготовки мог поехать на нем в двадцати, а то и тридцати километровое путешествие. Вот и в тот раз целью моей поездки был пионерский лагерь под Ярославлем в посетительный день. С успехом преодолев двадцатикилометровое расстояние до него, я уже видел въездные ворота. Дорога в этом месте шла с не крутым, но приличным по длине поворотом под гору. Это располагало к разгону скорости и я не сопротивлялся. Набрав приличную для велосипеда скорость, только метров за пять, я увидел впереди, свисающий над дорогой на высоте около 70-80 см многожильный алюминиевый провод ЛЭП. Тормозить было уже поздно и я больше инстинктивно, чем обдуманно, рванул руль велосипеда вверх и зажал рычаги тормозов. С юзом и небольшим разворотом велосипед остановился.
На этом фото положение велосипедиста очень похоже на тот мой разворот и остановку
Никакого удара или даже какого бы то ни было взаимодействия со свисающим проводом ЛЭП я не почувствовал, но при этом находился уже за ним. Провод висел не шелохнувшись. До сих пор ума не приложу, как я так благополучно разминулся с довольно массивным проводом и, что еще более удивительно, почему не почувствовал удара и даже совсем ничего... По законам физики этого быть не могло. Так, почему же так вышло? Объяснить не могу, а свои догадки сообщу ниже, когда расскажу о втором, произошедшем со мной, еще более удивительном случае.
Вертолет Ми-24 в горах
Он произошел много позже, когда я уже был опытным пилотом вертолета Ми-24, которому доверяли самые серьезные задания. Вот и в тот раз я перегонял вертолет из ремонта в свой полк. Перелет состоял из нескольких этапов. Крайний из них был в Грузии, в горной местности. Поскольку до этого этапа на маршруте было много задержек, я торопился, хотелось побыстрее оказаться дома, но погода этому, прямо скажем - не способствовала. Но вот вдруг появилась возможность, хотя и не стопроцентная. Командир полка на аэродроме вылета знал меня лично и доверял мне, поэтому разрешил вылет, но со строгим наказом: - «С горами не шутить! Реально оценивать погоду и в случае ее ухудшения, не раздумывая возвращаться».
Я тогда, разумеется, был с ним полностью согласен и никаких шуток с погодой в горах не планировал. Однако ее ухудшение над Сурамским перевалом произошло так быстро, что разворачиваться мне, буквально в течении не более одной минуты, стало поздно. Оставалось только набирать безопасную высоту для прохода над перевалом. Но и тут не все было хорошо. Тем, кто знаком с полетами в горах не нужно объяснять какие сильные там бывают воздушные потоки и болтанка, а тут еще подошла гроза. Вертолет начало швырять, как щепку.
Я в течении 10 секунд видел на высотомере показания с разницей в 500-600 метров, и вверх, и, что было особенно неприятно - вниз, но реально, ничего поделать с этим не мог.
Высотомер (выделен желтым) на приборной доске Ми-24
Дал команду бортовому технику надеть парашют, а, нужно сказать, что они, в отличии от остальных членов экипажа Ми-24, этого, как правило не делали. Борттехник тоже видел в какую ситуацию мы попали и быстро застегнул на себе подвесную систему. Дело приняло очень серьезный оборот. Все, что мог, я делал, вертолет набирал высоту, но его продолжало сильно болтать и не было никакой гарантии, что следующий поток воздуха не швырнет нас на горы. И тут - о чудо! Перед нами появился разрыв в облаках в виде трубы с ясной видимостью в ее конце аэродрома посадки, где была прекрасная погода.
Увиденная мной "труба" в облаках очень напоминает ту, что изображена здесь, только вокруг были облака, а не скалы, ее очертания были покруглей и она шла вниз покруче
Не раздумывая я нырнул в эту «трубу» и уже вскоре мы покатились по бетонке своего аэродрома на стоянку.
Ми-24 на земле
Только уже потом, сопоставив свое местоположение в горах во время болтанки и то время, когда мы оказались на своем аэродроме, я понял, что прибыли туда мы намного раньше, чем должны были прибыть по плану полета. И еще пришло понимание того, что так ясно видеть свой аэродром в «трубу» с того расстояния (более 50 км), где я увидел его в горах, я не мог. Не мог, но видел же! И наша благополучная посадка тому подтверждение.
Никаких логических объяснений произошедшему со мной в этих двух случаях, я дать не могу. Видимо вмешалось, что-то не поддающееся логике. Кто-то скажет: - «чудо», кто-то: - «Бог», кто-то: - «судьба»... И, скорее всего, все они будут правы