Про суицидальность еще раз

Feb 26, 2014 23:37

Диагностика суицидальности, конкретно оценка риска завершенного суицида очень сложная и, не смотря на все исследования и методы оценки, она неточна. Люди ошибаются и статистическая предсказуемость завершенного суицида не очень высокая. Тем не менее специалистов учат использовать все имеющиеся средства для адекватной оценки риска - структурированное клиническое интервью, Роршах диагностику, MMPI, другие инструменты и тесты.

Если говорить конкретно о Роршах диагностике, то в Comprehensive System есть параметр SCON. Когда он достигает восьми или выше, то статистически вероятность завершенного суицида порядка 80%. Какие в этой ситуации есть нюансы?



Нюанс первый и очень важный. Мы не знаем того, чего мы не знаем и не можем доказать null hypothesis. Если SCON низкий, то это совершенно не исключает возможности попытки суицида. Такие случаи есть и они важные. Это надо учитывать.

Нюанс второй. Что если SCON высокий, при этом пациент отчетливо отрицает даже наличие суицидальных мыслей. Вариантов здесь два. Первый, что он/она попали в те 20% и что так оно и есть - это статистическая ошибка диагностики. Поговорить с его/ее терапевтом хорошая идея.

Второй вариант хуже. Есть люди, которые ни сном, ни духом, разговариваешь с ними - ну вообще даже не рядом, какие там суицидальные мысли и терапевт их ничего подобного не слышал и близкие и вообще. А потом он пойдет в бар, выпьет пару пива и по дороге домой совершенно вдруг даст руля так, что машина въедет в дерево прямым ходом. И все.

В общем, как ни парадоксально это звучит, но с высоким SCON когда есть хоть какой-то инсайт, какое-то признание наличия суицидальных мыслей - то ситуация чуть-чуть менее тревожная. Потому что в течение жизни суицидальные жизни есть у очень многих людей. В жестком несоответствии высокого SCON и спокойного нарратива пациента есть риск жесткого отрицания. Стоить уведомить терапевта/психиатра и, если это приемлемо, пациента что по крайней мере данные показывают наличие существенного риска.

Разумеется все это стоит соотносить с другими данными. Статистически самый сильный predictor - наличие предыдущей попытки. Если она недавно произошла, вероятность выше, чем она дальше в прошлом, тем ниже. Вероятность завершенного суицида у мужчин выше - у женщин чаще мысли, но реже действия.
Наличие психиатрического диагноза - увеличивает вероятность. Наличие двух или трех коморбидных увеличивает очень существенно. Наличие в доме огнестрельного оружия - это серьезный фактор риска. Импульсивность, употребление алкоголя или наркотиков - факторы риска. Часто есть суицдальные мысли, но нет энергии на попытку. В этом смысле выше риск не в нижней точке депрессивного эпизода, а когда человеку становится чуть лучше, выше риск при выписке из больницы. Активные мысли - выше риск, чем пассивные. Наличие плана, назначенного времени, наличие средств выполнения - выше риск.

Все это очень кратко. Оценивать риск стоит учиться тщательно и потом соотносить с субъективным, шкурным восприятием и clinical judgment. Люди не тренированные и не обученные этим вещам не должны браться за работу с людьми в группе риска.

Источник
Dr. Hedlund, personal communications

еще один тест на self harm & NSSI
http://rabota-psy.livejournal.com/267095.html

психиатрия, диагностика

Previous post Next post
Up