По случаю выхода
Free Dean's Office версии 2.2.0b1 решил возобновить серию постов о развитии нашего СПО-проекта. Про сам релиз читайте по ссылке, а здесь я опишу, как мы к нему шли.
За почти 2 года с момента предыдущего поста на эту тему, наш проект обзавелся сайтом (
www.freedeansoffice.ru) и WIKI с документацией (
docs.deansoffice.ru).
В конце августа 2008 (примерно через три месяца после перехода проекта в открытый режим) вышел первый публичный релиз - 2.0.1dev, ориентированный на разработчиков. Релиз включал ядро, вспомогательные плагины и плагины с примерами разработки собственных плагинов (очень хорошо прокомментированных в коде). Этот релиз не содержал никакой бизнес-логики, но мог использоваться как основа для создания различных ИС в Moodle. С момента его выхода, новые собственные проекты мы делали на его базе, так как это существенно упрощало и ускоряло разработку. Однако, вопреки ожиданиям, больше никто интереса к данному релизу не проявил. По крайней мере я не слышал ни об одном проекте, сделанном на его базе.
На 2.1.0b1 ушел почти год, так как ни времени ни ресурсов для привлечения сторонних разработчиков не было. Была задача сделать учет договоров на обучение и возможность их создания удаленными сотрудниками на местах, что и вошло в эту версию.
Осенью 2008 от начальства по основному месту работы пришло задание - предложить решение для создания школьных электронных журналов и электронных дневников. Позже, оно уточнилось до интеграции с уже заказанным другому подрядчику проектом учета использования школьного оборудования - видимо, высшему руководству не дают покоя идеи синергии. Декабрь и январь ушли на написание ТЗ и разработку схемы данных для общего проекта. Но в жизни получилось все по другому: подрядчик испугался нового ТЗ, в котором в требованиях, вместо количества страниц отчетов (этот маразм в тендерных документациях меня просто убивает) был указан реальный функционал и эскизы экранных форм. В итоге, с помощь кубометров помоев и своих покровителей в числе руководства они таки вернулись к старому варианту ТЗ, что-то свояли, написали нужное количество страниц отчетов. Проект сдали, приняли, оплатили и похоронили. Как обычно.
Нам обещали оплатить разработку электронных журналов и электронных дневников. Поскольку ТЗ уже было написано, а руководство до этого нас еще ни разу не подводило, мы привлекли разработчиков за деньги, заработанные на коммерческих проектах в 2008-ом. Нас постоянно торопили, требовали показать сперва "макет", потом "работающий прототип" электронных журналов и дневников, настаивали, чтобы мы делали проект не по намеченному плану, а с ног на голову - сперва журналы, а потом уже остальное. В итоге, к лету 2009 мы потратили все, что заработали ранее, работающий прототип дался очень нелегко, так как программисты, без интерфейса ввода и визуализации данных с трудом понимали взаимосвязи данных в БД. Покровители второго подрядчика откровенно мстили за зимнее ТЗ и вносили абсолютно безумные требования. Например, в результате них, страницу журнала можно нормально посмотреть только на широкоформатном мониторе, так как он скомпанован как и бумажный журнал - в виде правой и левой части. Когда же пришло время сдавать "прототип", начальство округлило глаза и спросило "а как же внести данные в систему?". Таким образом, за этот проект мы не получили ни копейки, коммерческие деньги уже кончились, пришлось даже добавлять свои деньги, чтобы исполнить обязательства перед программистами. С учетом кризиса и того, что коммерческих проектов с января 2009 мы не брали - все силы бросили на Free Dean's Office, пришлось серьезно ужаться осенью.
В общем-то, это было нам хорошим уроком: "чудеса за наличный расчет" или - любой каприз при условии 100% предоплаты. Если заказчик хочет странного - требуйте предоплаты, в противном случае пропускайте мимо ушей несуразные требования и делайте хороший проект. Потому что если не было предоплаты, вам предстоит второй раз продать ваш проект заказчику на сдаче-приемке, и в этот момент заказчик не хочет думать о том, какой бред он потребовал и к каким последствиям это привело (даже если это утверждено им документально), он хочет хорошую удобную систему.
Нас спас заказ ЮРГУЭСа на систему управления контингентом слушателей послевузовского образования. Функционал хорошо вписался в уже созданную ранее информационную модель. В основном, пришлось править только шаблоны документов и менять настройки, плюс - много тестирования и отладки. Это позволило закрыть дыры в нашем бюджете и после сдачи проекта мы смогли продолжить работу над Free Dean's Office, чтобы не терять уже сделанного.
Релиз много раз приходилось переносить, так как всплывали проблемы, заложенные еще летом, когда мы торопились сделать прототип журналов, раньше интерфейса ввода и редактирования данных. В итоге, релиз мы выпустили только в прошедшую среду - 17 марта, зато он содержит уже полноценную информационную модель учебного заведения, позволяющую отразить различные схемы группового и индивидуального обучения и инструменты управления бизнес-процессами в учебных заведениях. Поскольку эта версия пока не имеет внедрений, я не решился называть ее финальной, так как информационная система для организации - это не какой-нить плеер или графический редактор в плане цены ошибки.
С коммерческой точки зрения, вероятно, данный проект - провальный, но он делался не ради денег. Напротив, идея коммерческих проектов возникла как способ финансирования проектов социальных. На мой взгляд, социальный проект не может существовать только на деньги спонсоров - он должен зарабатывать, чтобы прокормить себя и развиваться, только тогда он достигнет успеха не зависимо от капризов и финансового состояния спонсоров. Хотя, конечно, если бы я знал заранее, как мне противно будет заниматься бумагами и прочей текучкой, я бы никогда этого не начал, а пытался бы найти госфинансирование или спонсора для реализации своих идей. Впрочем, уверен, и там тоже проблем хватает, особенно если у тебя нет связей и тебе противна даже мысль об "откатах".
Ну и в завершение, расскажу о своих попытках разместить новость о нашем релизе. Фактически, ни один новостной сайт ее не принял. Даже на linux.org.ru, который я считал одним из самых демократичных и дружественных к Free Software сайтов, некто
boombick удалил мою новость дважды, под предлогом того, что де бетта-версия не достойна упоминания в новостях. Также новость удалили на news2.ru и на nixp.ru - без объяснения причин. Что это - синдром вахтера, следствие малой известности проекта или действительно выражение его небольшой значимость, если честно, даже не хочется задаваться вопросом. Впрочем, за время существования проекта, на
форуме разработчиков зарегистрировалось больше 300 человек, поэтому, на мой взгляд, новость все-таки достигла целевой аудитории.
В ближайших планах мы собираемся выполнить полноценное внедрение продукта в организации среднего образования и в организации высшего образования, попутно "допиливая" проект до практической применимости (всегда жизнь накладывает свои коррективы на "идеальную сферическую модель в вакууме"), далее планируем реализовать остаток функций прошлогоднего ТЗ (расписание, распределение кабинетов и учебного оборудования), подсистему управления прецедентами и, в перспективе, внедрить элементы VSM из Кибернетики (алгедонические сигналы, система трех показателей, 5 подсистем, рекурсивная структура). Разумеется, если найдется спонсор или заказчик, так как свои ресурсы уже полностью исчерпаны.
Это, конечно-же, не исправит плачевную ситуацию в отечественном образовании, однако, хочется надеяться, что что-то начнет меняться к лучшему в том числе и благодаря доступной каждому учебному заведению эффективной информационной системе, интегрированной с хорошей средой обучения (Moodle).