Споры о Благодатном огне зашли слишком далеко.
Находятся люди, которые утверждают, будто рукотворный характер огня "разоблачает" церковников, обманывающих народ легендами о его чудесном схождении. Это - неправда. Иерусалимский патриарх никогда и никому не сказал и не скажет, что огонь сходит с неба. Однако века благочестивых традиций, давление верующих, государств, имущественных и политических интересов действительно понуждает патриарха прибегать к лукавой фигуре умолчания, позволяя другим проповедовать чудо.
Эти другие в своем рвении смеют объявлять способ зажжения Благодатного огня вопросом вероучения, якобы даже "доказательством" Воскресения Христа, которое, как известно всякому верующему, ни в каких доказательствах не нуждается. Доходит до того, что всех, кто не считает Благодатный огонь сходящим с неба, объявляют либо неверующими, либо маловерами, как будто православная вера неполна без происходящих по расписанию чудес.
Характерный пример подобной "полемики". Видный миссионер, диакон Андрей Кураев обвинил патриарха Иерусалимского Феофила, который в беседе с русскими верующими совершенно ясно заявил, что церемония Благодатного огня является "representation (разговор шел на английском языке), как и все другие церемонии Страстной седмицы". Кураев абсолютно правильно понял слово representation как "изображение, представление", соответствующее характеру всякого символического действа вроде крестного хода с Плащаницей в Великую пятницу и не требующее чуда. Однако он грубо и нечестно напал на патриарха, заявив: "Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог". Эти слова Кураева свидетельствуют о том, что он все правильно понял, но все равно предпочел несправедливо обвинить патриарха в обмане, которого тот не совершал.
Преподаватель Московской духовной академии Юрий Максимов, вооружившись английским словарем Мюллера и познаниями английского языка, присущими главе РЖД Владимиру Якунину,
самостоятельно и совершенно точно выяснил, что слово representation значит "представление, изображение". Однако он предпочел исказить собственный перевод, объявив слово "представление"… еще одним доводом в пользу схождения огня с неба. А под конец еще и привел бранные слова низложенного патриарха Иринея, который олицетворяет все, что ни есть коррумпированного в греческом духовенстве: "Червяки и мусор те, кто не верует в Благодатный огонь!" - как будто Ириней сказал: "Червяки и мусор те, кто не верует в чудесное схождение с неба Благодатного огня".
Кураев и Максимов прекрасно понимают все сказанное, но при этом сознательно искажают смысл, чтобы поддержать свою версию происходящего. Более того, они не стесняются истолковывать в свою пользу слова, которые их обоих совершенно ясно опровергают.
Кроме того, в российской полемике крайне выборочно представлены источники по вопросу о Благодатном огне, и нет даже следов знакомства с современными работами на эту тему. Это следует исправить. Я хочу помочь этому тоже, привлекая греческие источники.
Я никого ни в чем не хочу убедить, тем более что абсолютно точно знаю, что эта задача невыполнима. Я преследую единственную цель - ввести в обиход нормальные источники, отсутствие которых вызывает невежественные споры о содержании английского словаря Мюллера. Известно, что нет недостатка ни в свидетельствах о чуде, ни в разоблачениях его. Я буду давать и те, и другие источники. Начну завтра с того, что выложу статью богослова, протопресвитера Георгия Цециса.
Еще раз: источники нужны не Кураеву и не Максимову (им все ясно, и ничто их не переубедит в изначально усвоенной точке зрения), а тем, кто хочет разобраться в мнениях и свидетельствах по данному вопросу без гнева и пристрастия.