Последнее время количество студентов, готовых спорить с преподавателем, возросло многократно. Они вступают в дискуссию смело и открыто, совершенно не поджидая момента, когда их мнение спросят.
И было бы просто отлично, если бы это было их мнение. Чаще всего они гуглят тот материал, что ты объясняешь, ищут несоответствия, что-то там находят на мутных сайтах и с горящими глазами рвутся в бой. К счастью, мой предмет более однозначен, чем многие другие, но "великие" спорщики умудряются создать дискуссии даже на моих парах. Особенно рьяно они бьются во время обсуждения их собственных ответов.
На последнем занятии студенты показывали презентации, оценивание которых идет по специальному чек-листу, где указано, за что ставятся баллы. Чек-лист разобрали на предыдущем занятии, кинула им всем его на почту, чтобы дома по нему и составили презентации. На занятии презентации по чек-листу оценивала я + 1 студент из группы. Сначала я давала высказаться студенту, потом брала слово сама. Чаще всего я не просто брала слово, а пыталась снизить градус дискуссии, которую разворачивал выступающий после замечаний однокурсника. Некоторые так отчаянно пытались доказать, что все элементы презентации были учтены, что у оценивающего реально возникал вопрос "а не проспал ли я часом этот момент". Нет, не проспал. Оценивать ребята умеют почти объективно и скорее завысят оценку, чем занизят ее.
Откуда такое жгучее желание спорить? Ясно, что хочется оценку повыше. Но если и преподаватель и однокурсник не услышали какие-то элементы презентации, зачем отчаянно спорить, что они были, или даже говорить, что это ненужный элемент, поэтому он(а) его специально выкинули! Разве можно таким способом поднять себе оценку? Таким способом можно заявить о своем нежелании учиться новому и вызвать сначала недоумение преподавателя, а потом и раздражение. В итоге уже не хочется их исправлять, дабы не превратить половину занятия в спор "я сказал - нет, ты не сказал", поменьше спрашиваешь, а уж как сдавать будут - это их трудности.
Дошло до того, что самых отчаянных спорщиков я записываю на телефон, и в случае очередных воплей дебатов мы после уроков садимся слушать запись и анализируем ответ вместе. Обычно оценка сползает на 1-2 балла еще ниже, чем я заявляла на уроке, потому что пропадает в таком "ответе" все хорошее, а недостатки видны более отчетливо. К примеру, студентка утверждала, что употребила в речи 10 необходимых лексических единиц. Я насчитала 6 во время ответа. При прослушивании записи их оказалось только 5. Плюс ярко зазвучали грамматические ошибки, которые во время презентации ты можешь пропустить мимо ушей, так как смотришь на слайды, на манеру говорить и держаться с аудиторией. После таких разборов полетов студенты обычно перестают спорить очень надолго.
Я вот вспоминаю наше учебное время или хотя бы работу лет 5 назад. Мне бы в голову не пришло записывать ответ студента на телефон, чтобы обезопасить свою оценку его работы. Почему так происходит сейчас? Мы наконец-то на пороге тех времен, когда люди готовы защищать свои права, даже если не правы? Или на пороге тех времен, когда любой считает себя правым спорить с преподавателем, не ценя ни его опыт, ни его желание научить чему-то новому?