Чем интересен пример Канады?
Канада интересна вот чем - это государство являет всем ребятам пример того, как можно использовать свой исторический шанс. Предоставляется такой шанс всем, всем без исключения, Бог милостив, но вот воспользоваться шансом могут далеко не все, да и что там - "воспользоваться", каждый из нас может привести множество ярчайших примеров, свидетельствующих не об неиспользованности шанса даже, а том, что его вообще не сумели разглядеть. Ну, а когда не видишь, тогда и не пользуешь.
Востроглазая же Канада же не только лазейку увидела, но она её ещё и использовала к своей канадской выгоде.
Начнём с самостоятельности. "Независимости". Независимости у Канады, конечно же, нет, вернее её независимость не полна, у канадской незавимости есть рамки, из которых она выйти не может. Рамки эти обозначены "хозяином", сюзереном, тем, кто не только сам независим во всей полноте смысла этого слова, но ещё и обладет силой, позволяющей раздавать кусочки независимости другим. Тем, кому найдёт нужным. И в том объёме, который он же и определяет. Зовут "хозяина" Соединённые Штаты.
Когда исчезла Британская Империя, на смену ей пришло "Содружество". Государства, оказавшиеся в Содружестве, ранее входили в состав распавшейся Империи. И если в тот период, когда они были подданными одного государства, не они решали быть ли им в Империи (решал это Лондон), то после войны членство в Содружестве стало делом сугубо добровольным и сегодня у каждого "содружника" не только своя близкая к телу рубашка, но и свой интерес, собственный интерес, к интересу других "содружников" ни малейшего отношения не имеющий.
Вот, скажем, Австралия и Новая Зеландия. Что им в Содружестве и что им Содружество? Они входят в американскую "сферу интересов" и не так они собою, как Америка ими очерчивает юго-западные границы американского "внутреннего озера" под названием Тихий Океан. Им самим эта роль нравится, им эту роль играть не привыкать, для них по сути ничего не изменилось, они только сами на себя стали смотреть под другим углом, раньше они были английским дальним востоком, а теперь стали американским самым дальним западом. Какой им интерес в Содружестве? По большому счёту - никакого. Мелкие интересы, конечно, имеются - кое что в торговлишке, кое что в культурке, кое что в сентиментальности и в строящейся на сентиментальности "национальной истории". Но есть ещё и скрытый интерес. И связан он не с настоящим, а с будущим. Не с будущим вообще, а с вполне определённым и очень страшным "сценарием", который и в самом деле может в будущем приключиться.
Сценарий этот называется "геополитическое поражение Америки".
В этом случае как Австралия, так и Новая Зеландия оказываются совершенно беззащитными от "агрессии с севера". В прошлом эта агрессия исходила от японцев, в будущем она будет исходить то ли от китайцев, то ли от индийцев. Ну и понятно, что "белые государства" не испытывают ни малейшего восторга от перспективы стать то ли ещё одной китайской провинцией, то ли ещё одним индийским штатом. Но вот что они смогут сделать, так это убежать назад в будущую Британскую Империю. И по этой причине они связей с бывшей метрополией не теряют. Они не забывают о чёрном ходе и петельки на задней двери они исправно смазывают, чтобы, когда они на цыпочках опять побегут в Империю, задняя дверца предательски не заскрипела. Америка всё это видит, резоны австралийцев и новозеландцев она понимает и резоны эти кажутся ей разумной предосторожностью. Америка, справедливо полагая, что "после нас хоть потоп", на членство своих вассалов в Содружестве смотрит сквозь пальцы. "Пускай их..." В конце концов ни Австралия, ни Новая Зеландия Америке никогда ничего плохого не делали.
Но совсем не так в случае с Канадой. Причина нахождения в Содружестве Канады не имеет ничего общего с причиной австралийской. А уж про прочие расчёсываемые тринидады я и вообще молчу. Канада сохраняет членство в Содружестве из-за того, что её мучает "национальный вопрос". Англо-язычные и франко-язычные канадцы очень плохо уживаются вместе, удерживать их в составе одного государства без головной боли нелегко, и вот для того, чтобы было куда эту боль поместить и сохранили канадцы "голову". Называется "голова" - генерал-губернатор. Он играет роль некоего "высшего арбитра", стоящего выше "межэтнических противоречий". Что-то вроде монарха, причём серьёзность, "конституционность" ему придаёт то, что он является представителем монарха настоящего - английского. В реальности же генерал-губернатор является не представителем монарха, а его "тенью" и тень эту может отбрасывать кто угодно. Кто угодно из монархов, конечно.
Наличие генерал-губернатора позволяет "французам" мириться с доминированием "англичан". Ну как же, те ведь тоже правят не собственным именем, и над ними есть "высший суд". Это иллюзия, но иллюзия из полезных. Такие тоже бывают. До войны пост канадского генерал-губернатора был постом почётным и на него назначались представители старой английской аристократии. После выбора персоналии генерал-губернатора Лондоном кандидатура "одобрялась" (что было, понятно, пустой формальностью) канадским премьер-министром и тот якобы от имени "народа канадцев" ходатайствовал перед Букингэмским дворцом о уже фактически состоявшемся назначении "назначенца". Ну, а английский король это ходатайство милостиво удовлетворял. Однако после войны положение изменилось. Начиная с 1952 года все генерал-губернаторы (все, без единого исключения) были канадцами. Сегодня назначение на пост генерал-губернатора англичанина выглядит просто-напросто немыслимым. Теперь уже канадский премьер-министр подбирает подходящую с точки зрения канадцев кандидатуру и эта несомненно канадская тень формально одобряется английским телом, после чего тень начинает жить своей канадской жизнью на благо канадского народа.
Интересно тут вот что - если предположить такую фантастику, что завтра Канада избавится от своего южного соседа и сможет решать свою судьбу без оглядки на кого бы то ни было, то в случае, если она захочет сохранить себя в качестве единого государства, ей придётся сделать так, чтобы тень обрела телесность. Вместо декорации "генерал-губернатора" Канаде потребуется самый настоящий монарх. Эту ситуацию мы можем эктраполировать и на Россию. Если она найдёт в себе силы "подняться с колен" и вновь "собрать себя", то Россия просто напросто обречена на монархию. Причём, поскольку осколки России успели пожить своей осколочьей жизнью, на монархию в куда более явной форме, чем та завуалированная форма монархии, которая присутствовала в России в период между 1943 и примерно 1983 годами, когда в России правил "царь" под маской Генерального Секретаря, а "партия царя" называлась КПСС.
Г.А.
(Не получилось сегодня закончить, так что придётся дописывать в следующий раз.)