Проповедь крайнего аскетизма, как обязательного идеала для каждого человека, и вытекавшее отсюда безучастное, а то и отрицательное отношение ко многим явлениям - радостям
[1] и достижениям культурной жизни - приводили ко многим едва ли желательным последствиям: а) Церковь, не откликавшаяся на все нужды и явления действительной жизни, часто сторонившаяся ее, в значительной степени оторвалась от общества; между нею и обществом образовалась своего рода пропасть, мешавшая им понять друг друга. Удаляясь от действительной жизни, Церковь тем самым как бы уклонялась от завещанного ей Христом Спасителем долга христианизировать человеческую жизнь во всех ее видах и проявлениях, или - что то же - устроять Царство Божие на земле как необходимый этап для вечного Небесного Царствия. Не оказывая, вследствие этого, всего благотворного влияния, какое она могла бы оказывать на жизнь государственную, общественную и частную, на различные отрасли труда, знания и на различные взаимоотношения, Церковь, естественно, теряла значительную долю авторитета, уважения и влияния, которыми она должна пользоваться как у государственной власти, так и у народа.
Односторонняя, сводившаяся к проповеди аскетизма и отречения от мира, церковная идеология для одних была неприемлема, для других - непосильна. Первые отходили от Церкви, вторые ограничивали свою церковность одной внешней стороной - формой, обрядом. Последней крайности, как мы видели, не избежали даже многие насельники св. обителей, добровольно обрекшие себя на аскетический подвиг.
Страшно приходить к последнему выводу, могущему соблазнить кого-либо, но он неотступно преследует меня. Я был бы очень счастлив, если бы этот вывод оказался неверным. Но все же я упомяну о нем. Это, преобладавшее в нашей церковной идеологии и постоянно отражавшееся в церковной проповеди, снисходительно-пренебрежительное отношение к земному и тленному, в том числе, пожалуй, и к дисциплине, порядку, системе, строгой гармонии в жизни, - не под их ли продолжительным влиянием развились: склонность русских людей более к религиозным рассуждениям и обрядовому благочестию, чем к подлинной разносторонне-деятельной христианской жизни, наши «кое-какетво» и «авось», наша беспечность в отношении устроения своего благополучия и использования тех бесчисленных и материальных, и духовных богатств, которыми Господь безмерно щедро наделил наш народ, наша фаталистическая покорность судьбе и непротивление злу, наконец, наблюдаемая в нашем духе некоторая склонность к своеволию и анархизму и т. д.
прот. Георгий Шавельский
«Русская церковь перед революцией»
[1] Пример должного отношения к радостям и yreшенням в человеческой жизни Христос дал в Кане. когда претворил воду в вино. чтобы дать возможность участникам брачного торжества продолжить веселье (Ин. 2. 1- 11). ЖИЗНЬ человека не может состоять из одхни благочестивых воздыханий - eму необходимы и житейские радости н развлечения. Долг Церкви христианизировать их - ввести в норму, предупредить излишества.