Контроль за деятельностью различных организаций со стороны государства становится все более жестким. И все это делается в рамках Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Закон принят довольно давно, и на начальном этапе он касался только банков и финансовых компаний. Не выполнить его и массу подзаконных актов, исторгнутых из недр Банка России, банки не могли по одной простой причине: в случае нарушения в лучшем случае просто оштрафуют, а в худшем отзовут лицензию, которая слишком дорога, чтобы ее лишиться.
Затем требования к применению закона стали постепенно распространяться и на другие категории участников рынка: нотариусов, небанковские кредитные организации, ломбарды, микрофинансовые организации, компании, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги. Однако если первые также рисковали отзывами своих лицензий, то бухгалтерские и юридические компании до недавнего времени работали вполне спокойно, не обращая особого внимания на документы Росфинмониторинга (РФМ), касающиеся их деятельности.
Хотя первый документ на эту тему - Постановление Правительства Российской Федерации № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» - появился на свет 16.02.2005, а самый свежий - в августе 2015-го, к таким компаниям Росфинмонитринг особых требований не предъявлял. Было не до них. И так продолжалось до недавнего времени, но, как известно, всему хорошему рано или поздно приходит конец.
Росфинмониторинг 25 апреля 2018 года опубликовал на своем сайте рекомендации по исполнению бухгалтерскими и юридическими компаниями, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Это означает, что теперь руки у Росфинмониторинга дошли и до этих структур, и их также начинают жестко контролировать, а они, в свою очередь, будут вынуждены следовать предъявляемым им государством требованиям или уйти с рынка.
В рекомендациях содержатся ссылки на нормативные документы, обязывающие их принимать участие в упомянутом противодействии, а также вкратце напоминают, что обязаны сделать бухгалтерские компании, аудиторы, юристы и нотариусы, если до сих пор они эти требования не выполнили.
В частности, в рекомендациях указано, что все эти компании и индивидуальные предприниматели обязаны:
- разработать правила внутреннего контроля (ПВК);
- назначить специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию;
- осуществлять идентификацию клиента (лицо, находящееся на обслуживании);
- документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации ПВК, и сохранять ее конфиденциальный характер;
- уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их выявления в соответствии с приведенным порядком;
- хранить полученные документы и сведения не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Все они обязаны подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга и передавать сведения через этот личный кабинет.
Для адвокатов было даже сделано специальное исключение: эти сведения не относятся к адвокатской тайне.
Может возникнуть вопрос: как на это отреагировал рынок? Сказать, что реакция была резко негативной, значит, не сказать ничего. Тех, кто готов исполнять эти «рекомендации», среди участников опроса, проведенного на одном телеграмм-канале, набралось не более 3%. И это среди юристов, адвокатов, бухгалтеров, то есть, людей, которые в силу своей деятельности, по идее, должны быть законопослушными.
Поможет им такая негативная реакция? Однозначно нет. Если государство приняло решение поставить эти структуры под контроль, то оно их поставит, а те, кто будет не согласен с генеральной линией, в лучшем случае с рынка уйдут. Смогут ли они потом работать по своей специальности, это - совершенно отдельный вопрос, Также как и то, смогут ли они открыть свои новые компании.
Исходя из исторического опыта, можно предположить, что события на этом рынке будут развиваться следующим образом. Сначала Росфинмониторинг проконтролирует кто из таких структур не подключился к личному кабинету на его сайте. Стоит помнить, что отследить их исходя из назначения платежей в их адрес для РФМ проблем не составляет. В лучшем случае он установит крайний срок, до которого уже действующие юридические и бухгалтерские компании смогут это сделать, в худшем не будет делать даже этого.
Все помнят, что с июня 2017 года Банк России ввел в обращение черные списки клиентов, которые нарушают тем или иным образом требования закона №115-ФЗ. Достаточно всего двух нарушений со стороны клиента банка, чтобы банк закрыл ему счет, а участники и руководство такой компании были лишены возможности заниматься в дальнейшем предпринимательской деятельностью и занимать руководящие должности.
Согласно приложению к Указанию Банка России от 20 июля 2016 года № 4077-У, среди таких черных меток есть чудный код <80>. Он означает, что у кредитной организации возникли подозрения, что операция совершается клиентом в целях финансирования терроризма.
Теперь попробуем поставить простейший мысленный эксперимент. Юридическая или бухгалтерская компания по каким-то причинам отказывается регистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. Она может быть вовлечена в операции по финансированию терроризма? У Росфинмониторинга могут возникнуть обоснованные подозрения в этом? Запросто, и получит компания код <80> уже не от банка, а от государственного органа. Со всеми вытекающими для нее последствиями. Это один из возможных вариантов развития событий для тех, кто не станет выполнять появившиеся «рекомендации».
Для тех же, кто решит их выполнить, ничего особенно радостного тоже ждать не приходится. Через некоторое время, по аналогии с Банком России, от них потребуют, чтобы правила внутреннего контроля были согласованы с уполномоченным органом - Росфинмониторингом. Это позволит еще проредить рынок бухгалтерских и юридических компаний. Затем, скорее всего, начнут проверять, насколько компании выполняют требования закона №115-ФЗ на местах. С учетом того, что за это несет ответственность непосредственно руководитель предприятия, спрашивать по всей строгости революционных законов станут с него. А, как известно, был бы человек, а статья найдется.
Так что эмоции эмоциями, а нравится это юридическим и бухгалтерским компаниям или нет, но «рекомендации» Росфинмониторинга им придется исполнять. Это означает, что их расходы на соответствие требованиям государственных органов серьезно вырастут. Специалистов в этой сфере не так много, а использование типовых правил внутреннего контроля требует знаний в этой сфере и достаточно глубокой их переработки. К тому же правила - это лишь первый шаг к разработке целого пакета внутренних документов, связанных с организацией внутреннего контроля в соответствии с требованиями закона №115-ФЗ.
Брать себе в штат квалифицированного специалиста, занимавшегося вопросами финансового мониторинга, дорого, и далеко не каждая, особенно небольшая или средняя компания может себе это позволить. Растить в своем коллективе - дело хорошее, но долгое и затратное. Поэтому может оказаться проще обратиться к тем, кто на этой тематике специализируется. Для этого можно, например, обратиться на сайт
http://www.antelex.ru, где вам смогут оказать квалифицированную помощь по данному вопросу.
В завершение же стоит отметить, что как бы эти все действия государственных органов не нравились участникам рынка, волей-неволей они будут вынуждены им следовать. И чем раньше они это осознают, тем больше у них будет времени для решения этой возникшей проблемы.
Мои книжки
«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,
«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,
«Занимательная экономика»,
«Деньги смутных времен. Древняя история»,
«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV - XVIII веках»
можно прочитать или скачать по адресу
http://www.proza.ru/avtor/mitra396