Уходящий год может выглядеть для золота довольно невпечатляющим. Рост мировой цены желтого металла составил всего какие-то 10 - 12%. На фоне тех же криптовалют, цена которых выросла на сотни, а то и тысячи процентов об этих десяти процентах, казалось бы, и говорить нечего. Тем не менее, это вполне приличный результат, который лишь подтвердил тенденцию новой фазы роста, начавшейся в декабре 2015 года.
Даже если всё будет продолжаться теми же темпами и в следующем году без каких-либо широкомасштабных потрясений, мировая цена драгоценного металла конец следующего года может завершить на уровне в 1400 - 1450 американских дензнаков за унцию. Доходность по максимально безрисковому активу в мире существенно превышает доходность по обычным депозитам и государственным облигациям и при этом не несет в себе никаких рисков контрагентов, если это физическое золото.
Здесь стоит отметить один довольно интересный момент. В отличие от той же криптовалюты кусочек золота, будь то монета или слиток, не просто материален, но его можно взять в руки, и с его помощью при необходимости рассчитаться с другим или другими участниками рынка за товары и услуги. В то же время криптовалюта - полностью виртуальна. Это некая абстракция, поскольку вряд ли какой-то ее владелец всерьез будет считать, что он является подлинным хозяином того или иного байта информации на флэшке или жестком диске компьютера.
Вероятно, это предел превращения реальных денег в полностью оторванную от их сути абстракцию, конечная точка пути, по которому центральные банки и монетарные власти шли последние четыреста лет. Именно поэтому эксперимент с криптовалютами центральные банки не хотят полностью ликвидировать, а, увидев, что он может быть достаточно успешным, решили возглавить этот процесс. Прежде всего это относится к западным центральным банкам.
Как видно в последние годы, Запад и Восток довольно по разному смотрят на дальнейшее развитие финансовой системы. Если Запад идет по пути дальнейшего абстрагирования финансового рынка от реальных денег, его виртуализации, перевода всех участников рынка на полностью безналичные расчеты и ликвидацию наличных, то Восток, не отказываясь от современных технологических тенденций и используя их, в гораздо большей степени склонен к возврату к старым и проверенным временем твердым обеспеченным деньгам. Фактически он стремится использовать их преимущества, но уже на качественно ином, более высоком и современном технологическом уровне. Именно об этом свидетельствует накопление странами Востока и их населением физических драгоценных металлов.
В отличие от полностью виртуального Запада, стремящегося заставить всех продавать им товары и услуги за полную абстракцию, не имеющую никакой реальной ценности, Восток постепенно идет по пути возврата к торговле за твердые обеспеченные деньги, тогда как современные технологии должны упростить этот процесс и снизить себестоимость проводимых расчетов. Если в первом случае технологическая форма должна стать содержанием и сутью процесса, то во втором содержание остается традиционным - расчеты с помощью золота или товара за товар, а современной становится ее форма или воплощение.
Различные подходы к самой фундаментальной проблеме общества - к деньгам - всегда в человеческой истории приводили к противостояниям и конфликтам, но победу, по крайней мере, за последние полтысячи лет в конечном итоге одерживали те, у кого было больше денег. Судя по развитию событий, их в настоящее время больше на Востоке. Это значит, что те, кто делает свои сбережения в физическом золоте сегодня, скорее всего окажутся в стане победителей и в более отдаленной исторической перспективе.
Мои книжки
«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,
«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,
«Занимательная экономика»,
«Деньги смутных времен. Древняя история»,
«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV - XVIII веках»
можно прочитать или скачать по адресу
http://www.proza.ru/avtor/mitra396