О пределах обожения (2): Григорий Палама

Nov 21, 2011 21:53



"[Каждая] часть сущности, даже самая малая, обладает всеми ее силами, подобно тому, как и искра, сияет и светит, позволяет различать приближающихся и обжигает их, самоподвижна по природе и возносится вверх, - то есть, говоря просто, обладает [всеми] теми же [свойствами], что и огонь, частицей которого она является. Подобным же образом и капля обладает [всеми] свойствами воды, а слиток - свойствами того металла, куском которого он является. Следовательно, если бы мы были причастники той неявляемой сущности Божией, причащаясь или ей целиком, или ее части, то мы были бы всемогущими, а таким образом [можно сказать, что] и каждое из [тварных] существ будет всемогущим. Но мы и все вместе не имеем этого, даже если ты [мысленно] объемлешь [духовным оком] всю тварь. [Святой Апостол] Павел убедительно показывает это и свидетельствует, что [даже] и среди осчастливленных обоживающими дарами [Святого] Духа [далеко] не каждому присущи все эти дары сразу, но, по его словам, одному дается... слово мудрости; другому слово знания, каждому иным образом тем же Духом (1 Кор.12:8)." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 108]

"37. XL. Но несмотря на то, что все святые ангелы и человеки обоживаются посредством одной лишь Божией энергии, - и то не всей, а некоей малой части и как бы ничтожной капли в сравнении с оным морем, по словам Златоустого богослова[84], - а воспринятое Словом от нас [человечество] - одной из трех ипостасей, не пропустивший ни одного самого большого злочестия и безумия Акиндин показывает себя высшим не только богоносцев и всех вообще ангелов и человеков, но и Самого - увы! - единственного Христа. Ибо он утверждает, будто Бог соединяется с ним и его последователями по всей не только лишь божественной энергии, но и сущности." [Свт. Григорий Палама. Антирретики против Акиндина. 1, 37]

"«Божественная же благодать, - говоря словами мудрого Максима, - если даже и дает наслаждение собой причащающимся ее по благодати, то не дает постижения; ведь она всегда - даже в причастии наслаждающихся ею - пребывает непостижимой, поскольку по природе как нерожденная обладает беспредельностью»[293]." [Свт. Григорий Палама. Антирретики против Акиндина. 2, 75]

"Кто из вкусивших, как бы в виде залога, оного света вечной жизни когда-либо настаивал, что распознал это световидное воссияние? Тогда как по божественному Максиму: «и сам способ, по которому Бог причаствуется, всегда остается для всех не выявленным»[704]. «Ибо божественная жизнь невообразима для ума, - опять согласно Максиму, - и хотя дает вкушение себя причащающимся [ее] по благодати, но не постижение. Ибо и в причащении вкушающих [ее] она вечно остается непостижимой, потому что по природе имеет беспредельность как несотворенная»[705], (...)." [Свт. Григорий Палама. Антирретики против Акиндина. 4, 17]

"Итак, поскольку все - и богоносные люди и вместе святые ангелы - обоживаются благодаря одной лишь энергии Божией, да и то не всей, а некой малой [ее] части и как бы скудной капле по сравнению с оным морем, а воспринятое от нас Словом [обожено] благодаря [соединению с ним] одной из трех ипостасей, то Акиндин не пропускает никакой преизбыток безумия и помешательства, показывая себя выше не одних лишь богоносцев, и даже вообще всех ангелов и человеков, но и Самого - увы! - единственного Христа, по Которому человеком стало Помазывающее, и Богом - помазываемое, не по всем, но по одной лишь из ипостасей соединенное с божественностью." [Свт. Григорий Палама. Антирретики против Акиндина. 5, 101]

Итак, согласно преп. Иоанну Дамаскину, в обожении святые не причаствуют ни волевой способности (силы) Бога, ни Его творческим действиям.
Согласно же свт. Григорию Паламе, в обожении:
1) святыми причаствуется лишь "некая малая часть и как бы ничтожная капля" Божественной энергии;
2) причаствуемые Божественные энергии, как и сам способ причастия, остаются непостижимыми. А значит святые не приобщаются не только всемогуществу, но и всеведению.

Григорий Палама, обожение

Previous post Next post
Up