Иоанн Кантакузин и "всеересь экуменизма"

Oct 20, 2009 02:44



Перечитывая "Беседу с легатом Павлом" обратил внимание на два момента. В этом диалоге Кантакузин:

1. говорит о "расколотой Церкви", "расколотом теле Господа", о том что Церковь утратила единство, и обсуждает перспективу "воссоединения Церкви" (6-9);

2. возмущается тем обстоятельством, что латиняне перекрещивают тех, кто уже принял греческое крещение:

"А ведь этот церковный раскол уже дошел до такой чудовищности, что некоторые из ваших вздумали крестить заново людей, принадлежащих к нашей церкви: ведь венгерский король делает это безбоязненно и уже перекрестил многих, в том числе и сына болгарского царя Александра, как будто наше крещение недействительно!" [Иоанн Кантакузин. Беседа с легатом Павлом, 11]

Т. к. негодование на латинян за то, что они не признают действительность греческого крещения, объяснимо лишь в том случае, если негодующий признает действительность латинского крещения, следует сделать вывод, что Кантакузин, судя по всему, признавал последнее. Тем более, что, по словам императора, перекрещивая тех, кто принял крещение у греков, латиняне становятся врагами православных, вместо того, чтобы быть их "друзьями, братьями и [соучастниками] в духовном теле Христа":

"И, наконец, подумай, какая нелепость: ведь, будучи перекрещен из нашей веры, человек оказывается полностью отверженным и лишенным пер¬вого крещения, второго же крещения нет, ибо христианским крещением мы только раз крестимы; такой человек поневоле становится безбожным, ибо ясно, что кто не имеет крещения, не имеет и Бога. И ясно, как мы сказали выше, что те, кто поступает так, вместо того, чтобы быть нашими друзьями, братьями и [соучастниками] в духовном теле Христа, становятся [нашими] врагами - и не только в отношении тел и добра, но и по отношению к самим душам, а это, как мы сказали вначале, - характерная особенность нечестивых!" [Иоанн Кантакузин. Беседа с легатом Павлом, 12]

Т. е. очень похоже на то, что Кантакузин рассматривал Римскую церковь, как своего рода "неполноценную ветвь", отломившуюся, но еще не отпавшую до конца от общеправославного древа.

экуменизм, экклесиология, Иоанн Кантакузин

Previous post Next post
Up