Перечитывая
"Беседу с легатом Павлом" обратил внимание на два момента. В этом диалоге Кантакузин:
1. говорит о "расколотой Церкви", "расколотом теле Господа", о том что Церковь утратила единство, и обсуждает перспективу "воссоединения Церкви" (6-9);
2. возмущается тем обстоятельством, что латиняне перекрещивают тех, кто уже принял греческое крещение:
"А ведь этот церковный раскол уже дошел до такой чудовищности, что некоторые из ваших вздумали крестить заново людей, принадлежащих к нашей церкви: ведь венгерский король делает это безбоязненно и уже перекрестил многих, в том числе и сына болгарского царя Александра, как будто наше крещение недействительно!" [Иоанн Кантакузин. Беседа с легатом Павлом, 11]
Т. к. негодование на латинян за то, что они не признают действительность греческого крещения, объяснимо лишь в том случае, если негодующий признает действительность латинского крещения, следует сделать вывод, что Кантакузин, судя по всему, признавал последнее. Тем более, что, по словам императора, перекрещивая тех, кто принял крещение у греков, латиняне становятся врагами православных, вместо того, чтобы быть их "друзьями, братьями и [соучастниками] в духовном теле Христа":
"И, наконец, подумай, какая нелепость: ведь, будучи перекрещен из нашей веры, человек оказывается полностью отверженным и лишенным пер¬вого крещения, второго же крещения нет, ибо христианским крещением мы только раз крестимы; такой человек поневоле становится безбожным, ибо ясно, что кто не имеет крещения, не имеет и Бога. И ясно, как мы сказали выше, что те, кто поступает так, вместо того, чтобы быть нашими друзьями, братьями и [соучастниками] в духовном теле Христа, становятся [нашими] врагами - и не только в отношении тел и добра, но и по отношению к самим душам, а это, как мы сказали вначале, - характерная особенность нечестивых!" [Иоанн Кантакузин. Беседа с легатом Павлом, 12]
Т. е. очень похоже на то, что Кантакузин рассматривал Римскую церковь, как своего рода "неполноценную ветвь", отломившуюся, но еще не отпавшую до конца от общеправославного древа.