Купил недавно книгу А. Н. Глинчиковой "Раскол или срыв "русской Реформации"?" Презентован сей опус, как "научное издание, рекомендованное к печати Ученым советом Института философии РАН, подготовленное в 2008 году издательством Культурная революция".Хотя научностью там даже и не пахнет, книжка, по-своему, интересная. Нестандартностью подхода, так
(
Read more... )
Причем Глинчикова, видимо, считает, что это не ее мысли, а мысли Аввакума (и других старообрядцев). А она, по ее собственным словам, лишь "переводит идеи раскольников на язык современности".
"В том, как человек понимает Бога, проявляется его восприятие социального целого. Бог для Аввакума есть прежде всего связь, особое единство различного, а не тождество. Он ставит вопрос о различных формах проявления этого единого. И три ипостаси - это не просто различные его функции, сама «трехипостасность» связана с особым характером «связи», взаимодействия человека и Бога. Троица - это не просто персона Бога, но это единовременно и способ взаимодействия, способ связи человека с Богом.
В этом способе связи, собственно, и состоит главное отличие христианского Бога от языческого. В то время как в язычестве они разорваны, в христианстве люди и Бог едины, они объединены, но не слитны. Эта «неслитность», «нетождественность» и создает главное напряжение, требующее усилия веры или веры как субъективного усилия для поддержания гармонии, которая, собственно, и есть Бог. Поэтому после общей постановки вопроса о том, что «триипостасность» предполагает единство, связь, взаимодействие различного, Аввакум переходит к вопросу о том, как же эта связь осуществляется и как вообще возможна христианская связь человека с Богом. Эта центральная, как для западного, так и для восточного направления индивидуализации веры, тема раскрывается через проблему «вочеловечения Бога»." [Там же. С. 219]
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment