Протопоп Аввакум и Алла Глинчикова

May 21, 2009 10:07



Купил недавно книгу А. Н. Глинчиковой "Раскол или срыв "русской Реформации"?" Презентован сей опус, как "научное издание, рекомендованное к печати Ученым советом Института философии РАН, подготовленное в 2008 году издательством Культурная революция".

Хотя научностью там даже и не пахнет, книжка, по-своему, интересная. Нестандартностью подхода, так сказать. И на многое, в общем-то, можно было бы закрыть глаза. И на Паисия ЛАгИрида. И на Алексея Михайловича в роли отрицательного супергероя - злого гения российской истории. И на некоторые, скажем так, притянутые за уши, оценки и параллели (типа Аввакум - это российский Лютер). И на многое другое. Но вот та "культурная революция", которую совершила Алла Глинчикова в области понимания цитируемых текстов, даже такого доброжелательного читателя, как я, повергла в состояние тихого УЖОССА.

Приведу лишь один фрагмент. (Курсив принадлежит автору).

"Связь человека с Богом. Вот что говорит Аввакум по этому поводу, ссылаясь на «Маргарит» Иоанна Златоуста: «За благость щедрот излия Себе от Отеческих недр Сын, Слово Божие, в Деву чисту Богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от Духа Свята и Марии-Девы вочеловечився, нас ради пострадал, и воскрес в третий день, и на небо вознесеся, и седе одесную величествия на высоких, и хощет паки прийти судити и воздати комуждо по делом его, Его же царствию несть конца» (I, с. 42). «Слово», таким образом, есть продолжение Божие, т.е. процесс этот разворачивается во времени, но лишь разворачивается, а не возникает, ибо «И сие смотрение в Бозе бысть прежде даже не создатися Адаму, прежде даже не вообразитися. Рече Отец Сынови: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И отвеща другий: «Сотворим, Отче, и преступит бо». И паки рече: «О Единородный Мой! О Свете Мой! О Сыне и Слове! О сияние славы Моея! Аще промышляеши созданием Своим, подобает Ти облещися в тлимаго человека, подобает Ти по земле ходити, апостолы восприяти, пострадати и вся совершити». Отвеща другий: «Буди, Отче, воля Твоя!» Посем создася Адам, и прочая» (I, с. 42).

Т.е. таков был с самого начала замысел создать человека: сначала создав материю, природу, затем вдохнуть в него дух, дав стимул к сопротивлению, к преодолению этой бездушной материи и, тем самым, надежду на спасение. Важно показать, что человек есть не просто часть природы, подчиняющаяся законам или, что, то же самое, богам-деспотам, но человек это часть Бога, особое создание Божие, способное к активному обретению Духа через стремление себя спасти. И пока Бог не развернут в человеке, он не полон, Бог должен породить усилие, стремление к себе, которое невозможно без сопротивления среды и среде. Вот цель вочеловечения - обрести единство с Богом через сопротивление среде, ведь и сам Бог пошел против среды, создав человека. Дело не в том, что Бог совершил ошибку, создав человека, а потом поправил её с помощью Христа. А в том, что таков был замысел, что единство с Богом должно быть возможно только в результате личного, индивидуального усилия. И для нас существенно, что именно на эту сторону христианского догмата Троицы обращает внимание Аввакум. Именно на Троицу как модель, символ связи человека с Богом и на вочеловечение как необходимый для самого Бога момент." [Глинчикова А. Н. Раскол или срыв "русской Реформации"? - М., 2008. С. 220-221]

Ну, никогда я, наверное, не встречал интерпретации, которая НАСТОЛЬКО бы не имела отношения к интерпретируемому тексту.

протопоп Аввакум, кунсткамера, книги

Previous post Next post
Up