Leave a comment

alexandrg May 17 2009, 22:21:02 UTC
+++/Где Вы это в тексте увидели?/
"будто это [лишь] перифрастически назвал Богом благодать Божию мудрый Максим и потому наименовал нетварной... А там невозможно воспринимать это [как сказанное] перифрастически, ибо прибавляется, что она - от Бога."+++

А где тут сказано, что "там" - это "у Максима"? Во фразе: "(…) перифрастически назвал Богом благодать Божию му¬дрый Максим и потому наименовал нетварной," - нет слов: "она - от Бога".

Из контекста скорее следует, что "там" - это у Варлаама. Это ведь Варлаам неправильно пользуется перифразой, перенося имя "Бог" с Творца на тварь.

+++/А как Вы из утверждения "благодать от Бога" выводите "следовательно она именуется Богом неперифрастически"?/
Это не я вывожу, а св. Григорий Палама:
"А там невозможно воспринимать это [как сказанное] перифрастически, ибо прибавляется, что она - от Бога."+++

А где же тут слова о том, что благодать именуется Богом неперифрастически?

+++Ну, дальше св. Григорий Палама это и объясняет: перифрастическое именование благодати Богом указывает на Троицу, а говорить, что Троица от Бога нельзя. +++

А говорить, что Бог от Троицы - можно?

Если говорится, что благодать от Бога, значит вводится различие между благодатью и Богом. В рамках православия такое различие возможно лишь в том случае, если именовать благодать "Божественностью".

Reply

olegvm May 18 2009, 04:44:13 UTC
/Из контекста скорее следует, что "там" - это у Варлаама. Это ведь Варлаам неправильно пользуется перифразой, перенося имя "Бог" с Творца на тварь./

Из контекста как раз видно, что "там" это у преп. Максима.
Преп. Максим назвал благодать Богом. Варлаам заявил, что преп. Максим назвал благодать Богом перифрастически. Св. Григорий Палама отвечает, что даже и в этом случае слова преп. Максима свидетельствовали бы о неправоте Варлаама, но в данном случае нельзя говорить о перифрастическом словоупотреблении, так как преп. Максим говорит, что благодать от Бога. Поэтому преп. Максим называет благодать Богом неперифрастически.
ИМХО это уже спор об очевидностях.

/А говорить, что Бог от Троицы - можно?/

По св. Григорию Паламе можно.
Для него просто не существует Ваших затруднений, а нетварное = Бог. Рассматривается ведь св. Григорием, насколько я понимаю, фраза преп. Максима: "присно сущее от присно Сущего". И для св. Григория Паламы, и для Варлаама: "присно сущее = Бог".

Reply

alexandrg May 18 2009, 18:52:38 UTC
+++Преп. Максим назвал благодать Богом. Варлаам заявил, что преп. Максим назвал благодать Богом перифрастически.+++

А как Вы понимаете это заявление Варлаама?

+++Св. Григорий Палама отвечает, что даже и в этом случае слова преп. Максима свидетельствовали бы о неправоте Варлаама, но в данном случае нельзя говорить о перифрастическом словоупотреблении, так как преп. Максим говорит, что благодать от Бога+++

Не вижу логики. В чем, на Ваш взгляд, принципиальная разница между выражениями "благодать окрест Бога" и "благодать от Бога"? В обоих случаях между благодатью и Богом вводится различие. Почему же, когда говорится, что "благодать от Бога", она именуется Богом неперифрастически?

+++/А говорить, что Бог от Троицы - можно?/
По св. Григорию Паламе можно.+++

Но Палама нигде такого не говорит.

+++Для него просто не существует Ваших затруднений,+++

Каких затруднений? Я, в данном случае, никаких затруднений не испытываю.

+++а нетварное = Бог.+++

Не обязательно. Можно различать в нетварном разные аспекты, которые уже нельзя будет называть Богом, если, например, уже названо Богом нетварное в целом.

+++ Рассматривается ведь св. Григорием, насколько я понимаю, фраза преп. Максима: "присно сущее от присно Сущего".+++

Какая именно фраза рассматривается - из текста не вполне понятно.

А в этой фразе:

"48. (…) Так что это ее назвал святой [в смысле - преп. Максим] божественной и нетварной и присно сущей от присно Сущего."

- ясно прослеживается различие между "божественной и нетварной и присно сущей" благодатью и "присно Сущим" Богом.

Reply

olegvm May 18 2009, 19:25:29 UTC
/А как Вы понимаете это заявление Варлаама?/

Так, что благодать не Бог (не нетварна), но указывает на Бога (на нетварное).

/В обоих случаях между благодатью и Богом вводится различие./

Вы приписываете свою логику св. Григорию Паламе.
"Как поймет он нас, утверждающих, что каждый ум имеет мысли и что эти мысли, [в свою очередь], есть наш ум?" (Св. Григорий Палама "150 глав, 81")
И где-то я встречал прямой ответ св. Григория на возражение состоящее в том, что если энергия от Бога, то вводится различие между Богом и энергией.

/В чем, на Ваш взгляд, принципиальная разница между выражениями "благодать окрест Бога" и "благодать от Бога"? В обоих случаях между благодатью и Богом вводится различие. Почему же, когда говорится, что "благодать от Бога", она именуется Богом неперифрастически?/

"Окрест Бога" не указывает на причинность, поэтому может совмещаться с перифрастическим именованием благодати Богом, которое по св. Григорию служит для указания на Троицу, в том числе и на Отца. А про Отца нельзя говорить "от Бога", так Он не имеет причины.

/Но Палама нигде такого не говорит./

Фактически говорит.

/+++а нетварное = Бог.+++
Не обязательно. Можно различать в нетварном разные аспекты, которые уже нельзя будет называть Богом, если, например, уже названо Богом нетварное в целом./

Я же не Ваше мнение описывал. Как видно из текста и для св. Григория Паламы, и для Варлаама нетварное = Бог.

Reply


Leave a comment

Up