Хабермас о смерти философии

Jan 09, 2011 18:05

Что касается современной философии (как она есть на Западе, т.е.) - то она, безусловно, наука по формальным признакам. У неё есть предмет, метод, научное сообщество и всё необходимое, хотя всё это очень отличается от того, что было ещё в 19 веке ( Read more... )

рациональное мышление, комментарии к текстам

Leave a comment

alexandre_putt January 9 2011, 22:24:13 UTC
" Это жизненная философия, и про её смерть можно говорить лишь со смертью человечества."

Ну да, та самая моральная философия

" Проблемы этой философии я вижу в потере предмета. Простые и жизненные предметы исчезли из кругозора академической философии. И естественно стали умирать. Философии нельзя быть наукой - это её убивает. "

Ха, так вся соль в том, что философия с точки зрения позитивизма как раз обрела, наконец, предмет. Т.е., утрируя, до этого она занималась всякими глупостями.

"А что изучают сейчас философы? Про западных не скажу, я их с некоторых пор принципально не читаю (почти)."

Напрасно, там очень много любопытного, хотя, конечно, я знаком с ней весьма поверхностно

" Но вот выписывал я как-то лет 5 журнал "Вопросы философии". Ведь современную русскую философию просто невозможно читать. Мало того, что "филоЗофы" гонят наукообразный бред, так ведь он ещё и ни о чём. Мысли убогие. Из тех времён я вынес лютую ненависть к слову "парадигма"."

Я считаю, что наше общество поразила серьёзная болезнь, и то, что приходится наблюдать, - это различные частные её проявления. Но из этого не следует, что современная философия в упадке. Она вполне себе существует, пока мы тут "болеем".

" Вот и Хабермас о том же толкует. Сначала изучали мир и людей, потом перекинулись на всякие трансцедентные и трансцедентальные штуки. А когда оказалось, что там больше делать нечего (без мифологического и религиозного наполнения "там" только пустой категориальный мир), перекинулись на язык, благо лингвистика необозрима и там можно копать и копать. Но обнаружили, что копание это не решает ни одного вопроса."

То, что Вы считаете невосстановимой потерей, я считаю невероятным приобретением :) Да, проблемы философии оказались проблемами языка, и философия занялась его анализом. Мне кажется, на этом поприще она действительно может многое сделать и уже кое-что сделала. Например, в западной философии наиболее действенен логический анализ различных частных философских проблем.

"Не знаю, как Вам, а по мне последний западный философ - Ницше."

Да, с Шопенгауэром - последние метафизики.

Reply

idealist_t January 10 2011, 08:25:40 UTC
"Но из этого не следует, что современная философия в упадке. Она вполне себе существует, пока мы тут "болеем"."
Если это так, то почему же Хабермас беспокоится? Значит, не так уж хорошо она существует.
Я, кстати, не читаю современных западников не из-за того, что я к ним плохо отношусь. Тем более, что некоторые всё-таки требуют прочтения. Не хотел бы быть понятым, что я заносчив и пренебрежителен к мыслям разных умных людей. Здесь два обстоятельтсва
1) "Наши" и старые западники уже столько понаписали, что неплохо бы разобраться с ними. В том смысле, что прежние решения важных вопросов нисколько не потеряли своей значимости.
2) Как раз из-за того, что новая философия "нашла свой предмет", то есть для меня стала совершенно бесполезной
Но вообще, если произошедшее с философией для позитивистского взгляда есть благо, то это вызывает удивление. Мне какзалось, что позитивизм прагматичен и не лезет в метафизические высоты в первую очердеь потому, что от этого ни холодно, ни горячо (Конечно, этот отказ обставляется как гносеологическое, а не прагматическое решение, но эмпиризм всё равно сидит в конце каждого "позитивного" решения). А по позитивизму получается, что философия стала, наконец, наукой, когда она полностью лишилась прикладного характера. Как ни странно, учение о загробной жизни имеет прикладной характер, несмотря на "потусторонность" самого предмета, а вот философская лингвистика - это чистая теория на "мирском" материале.

Reply

alexandre_putt January 10 2011, 10:39:34 UTC
"Если это так, то почему же Хабермас беспокоится? "

Я хотел сказать, что болезнь поразила Россию, а в западном обществе всё нормально в этом плане (ну, относительно). Т.е. там нет такого безобразия в социальных науках и философии.

" Не хотел бы быть понятым, что я заносчив и пренебрежителен к мыслям разных умных людей. Здесь два обстоятельтсва "

Вот кстати хочу дополнительно отметить, чтобы у Вас не сложилось превратное представление, что многие из выкладываемых материалов в этом журнале - это обрезки прошлых дискуссий, достаточно незрелые, соответственно категоричные и не всегда однозначные. С некоторыми я бы и сам поспорил. Так что не судите строго и не удивляйтесь, если что-то у Вас вызовет недоумение. Мне просто удобно собрать это в одном месте (в ЖЖ).

" Как раз из-за того, что новая философия "нашла свой предмет", то есть для меня стала совершенно бесполезной"

Это почему?

" Но вообще, если произошедшее с философией для позитивистского взгляда есть благо, то это вызывает удивление. Мне какзалось, что позитивизм прагматичен и не лезет в метафизические высоты в первую очердеь потому, что от этого ни холодно, ни горячо "

Позитивизм - это не совсем философия, это философия познания и науки. Он и не лезет решать все разнообразные философские проблемы, которые никто не отменял, но он навёл порядок в науке (через эмпиризм) и философии (через устранение метафизики, т.е. философия лишилась своих королевских притязаний).

" А по позитивизму получается, что философия стала, наконец, наукой, когда она полностью лишилась прикладного характера. "

Не лишилась, просто современная философия скорее занимается аналитическим разбором философских проблем (и написано очень много интересного), а не возведением очередных суперсистем. Но это, конечно, не всё, появилось много новых проблем для рассмотрения.

" Как ни странно, учение о загробной жизни имеет прикладной характер, несмотря на "потусторонность" самого предмета "

И какой же там прикладной характер? :)

Reply

idealist_t January 10 2011, 17:56:34 UTC
"Я хотел сказать, что болезнь поразила Россию, а в западном обществе всё нормально в этом плане (ну, относительно)"
Эту мысль Вашу я понял, конечно, и с нею согласен. Но я то имею в виду мысль Хабермаса - он то недоволен состоянием западной философии.
" Как раз из-за того, что новая философия "нашла свой предмет", то есть для меня стала совершенно бесполезной"
Это почему?

Да всё просто. Я даже писал кое-что в предыдущем комменте. Меня интересует вопрос: что такое добро, истина и красота. Красота, кажется, обсуждается только как статистика или какое-нибудь природное приспособление. Про добро я что-то и не упомню, чтобы писали сейчас. Истина растворилась в грамматике и этимологии.
А ещё мне интересно, что такое душа, что такое любовь, что такое человек. Важные ведь вопросы. Возможно, я просто невежествен, но, кажется, постановки таких вопросов сейчас нет.

А прикладной характер загробной жизни очень прост. Если она есть, то имеет смысл определённое построение этой жизни. Загробная жизнь - это не просто конец этой, а дающий её определённый смысл. Это вне зависимости от того, что под этой загробной жизнью понимается.
А вот если нет этого конца, если "потом" ничего нет ни в каком виде, то и смысла в этой жизни я лично не усматриваю. Смысл какой-то вещи всегда виден из другой вещи, некоторым образом объемлющей первую вещь. А что может быть больше конечной жизни - только загробная.
А теперь конкретный пример прикладного значения загробной жизни в христианском толковании.
Что такое Ад? Ад строится нами самими. Вся эта жизнь - это накопление определённого опыта, который потом останется с нами в вечности. И если это будет опыт злобы и ненависти, с ними мы останемся навсегда. Вот почему Достоевский отвечал на первый вопрос так: Ад - это невозможность любить.
Практические выводы очень просты и очевидны. Это, если угодно, прикладная теория о том, как надо строить нашу жизнь. В принципе ей даже необязательно быть религиозной, хотя в этом случае обязательно полезут противоречия, в религии разрешаемые догматически.

Reply


Leave a comment

Up