Каждый раз, собираясь в очередную дальнюю поездку, мы намечаем пару-тройку мест, куда стоит заехать по дороге, но ради которых специально выбираться из города не будешь. Иногда места оказываются очень интересными, иногда не очень, в этот раз нам повезло, потому что по дороге в Саранск мы попали в два чудеснейших места: в Серафимо-Понетаевский монастырь и на Починковский конезавод.
Откровенного говоря, касательно Понетаевки меня терзали смутные сомнения - всё-таки это действующий психоневрологический интернат, а вдруг повяжут, за своих признают?
Впрочем, всё оказалось намного проще: день был субботний, сами того не заметив, мы оказались на территории интерната вместе с машиной, шлагбаум был открыт, никто даже не поинтересовался, кто мы и за каким лешим припёрлись. Не вызвали вопросов и наши фотокамеры (забегая вперёд, скажу, что постоялиц мы не фотографировали из деликатности, они же интерес к нам проявляли, пытались познакомиться и узнать, к кому мы приехали).
История монастыря началась в середине 19 века, когда часть сестёр ушла из Серафимо-Дивеевского монастыря, не признав новую начальницу общины. Новая обитель зародилась в имении дочери генерал-майора Елизаветы Алексеевны Копьёвой, лично знакомой с Серафимом Саровским, благословившим это мероприятие. Вскоре подтянулись другие сёстры, в усадьбе стало проживать более сорока человек, а в 1864 году Священным Синодом была официально утверждена эта женская община.
В 1925 году монастырь закрыли и устроили психоневрологический интернат. Если я правильно поняла, здесь находятся только женщины.
Корпуса впечатляют, добротная архитектура. Что бросается в глаза с самого начала - чистота и ухоженность территории. Видно, что кругом ставят пластиковые окна (что, конечно, портит исторический облик зданий, но совершенно точно говорит о заботе об удобстве пациентов), стоят спутниковые тарелки, лавочки и урны.
Много красивых клумб, замечательные цветы, разбит пока ещё молодой фруктовый сад.
Чуть поодаль поросшие ряской пруды, в которых раньше сёстры разводили рыбу, но со временем они заилились. Кто знает, может ещё вернутся к этому ремеслу. Монастырь славился своими художественными талантами, сёстры делали списки с икон, некоторые даже были признаны чудотворными.
Ощущение простора, домашнего уюта. В четвёртом корпусе, как я поняла, столовая, хотя при нас в другие корпуса везли кастрюли с едой.
Вот такой симбиоз монастырской архитектуры и хозяйственной постройки.
За забором новёхонькая церковь.
Перекрывают крышу.
В корпусе с колокольней сейчас расположена администрация интерната.
Презабавнейший садик у третьего корпуса: из пластиковых бутылок сделано множество скульптур, стоят лавочки, растут цветы.
И пусть подобное народное творчество многие считают весьма сомнительным, всё равно сделано с душой, фантазией, поэтому лично у меня вызывает только симпатию. А принцесса, заточённая с башне из бутылок вообще весьма символично выглядит:)
У интерната есть своя пожарная бригада (их гараж находится прямо на въезде у шлагбаума).
С противоположной стороны пруда стоят заброшенные здания, любопытство взяло верх и мы пошли к ним.
Два весёлых гуся.
Строения хоть и заброшенные, но вполне добротные: каменный цоколь и крепкий бревенчатый верх.
Очередная живность. У меня сложилось впечатление. что кто-то в этих домах обитает - висят сохнут ковры, лает собака внутри. Может быть местная молодёжь сюда шастает?
Забираться внутрь не стали, и так на нас косо местные поглядывали.
Этот местный кот куда-то отчаянно сбегал, вцепившись когтями в стену.
Интернат оставил хорошее впечатление. Трудно сказать, могут ли оценить его постоялицы красоту архитектуры, чистоту территории и прочие блага жизни здесь, но никакого гнетущего ощущения не осталось. Да, мы стали свидетелями перебранки между пациентками, но их почти беззлобное "Дура! - Сама дура!" кажется невинной шалостью на фоне продуктов "интеллектуальной" жизнедеятельности многих недообследованных пользователей интернета, да что уж говорить, ближе к пятнице меня можно смело отправлять сюда на курс аминазина.
Мы же приготовились ехать дальше, на Починковский конезавод, о чём непременно расскажу чуть позже.