Нужна помощь старожилов Кандалакши

Aug 25, 2019 08:55


ИЩУ РОДСТВЕННИКОВ ЛЮДЕЙ, РАБОТАВШИХ В ЗАПОВЕДНИКЕ В 1940-46 гг.
Ситуация такая. Пишу книгу о истории заповедника в 1940-46 гг. В архиве заповедника документов за этот период практически никаких не сохранилось. Основа книги - письма Наталии Мироновой, которая была единственным научным сотрудником заповедника в эти годы. Но по многим вопросам информации катастрофически не хватает. В письмах Мироновой упоминаются сотрудники охраны (наблюдатели), с которыми она работала. Все они, конечно, были из местных жителей. Возможно, в семьях их потомков сохранились воспоминания или какие-то документы и фотографии этого периода. Буду очень благодарна за любую информацию!
На фото наблюдатель Иван Галактионович Кувайков. Фотография сделана в 1941 году, за несколько дней до начала войны.



Ниже список сотрудников охраны, которые упоминаются в письмах Н. Мироновой.
1940-1941 г.
Иван Галактионович Кувайков (1911-1941). Наблюдатель Кандалакшского заповедника в 1940-41 гг. Призван на фронт из Кандалакши. Умер от ран 30 июля 1941 г. Жена, трое детей.
Яковлев Николай Осипович, старший наблюдатель
Яковлев, моторист. Умер или погиб в 43 г.
Гаврилов, наблюдатель. Ранен в войну, после войны - инвалид, на костылях.
Михаил Николаевич Соколов (1909-1943). Наблюдатель. Жена Ираида.
Василий Иванович Возчиков (1907-1990). Наблюдатель (лесник) Кандалакшского заповедника с 1939 г. по 1986 г. Жена Ефросинья Максимовна, дочери Валя и Рая.
«На острове Великом неизвестными лицами были убиты два младших наблюдателя: глухонемой дедушка и второй из новых сотрудников».
1945 г.
Филипп Дмитриевич Гручин - начальник охраны. «Он мне очень понравился. Внешне он напоминает, по-моему, лопаря. Маленький, дочерна загоревший, очень гостеприимный и внимательный. Дом его чуть ниже к реке от дома заповедника. Дом такой типичный провинциальный, но очень уютный. Снаружи - хибарка. Входишь на высокое крыльцо, затем в кухню и комнату. За перегородкой ещё две комнаты. Потолки низкие, окна маленькие. Очень чисто. Большая русская печь, крашеные полы. Много вещей, мелочей, фотографий. Кроме него в доме живёт его жена, семилетняя приёмная дочка, с которой мы сразу подружились, две женщины не выясненного родства и огромный чёрный толстый кот».
Фомин, наблюдатель. Жил на Заречной. «У него пятеро ребят от 11 лет и меньше. Кроме того, там же ещё трое-четверо ребят и древняя бабка. Нищета столь ужасная, что сердце щемит. Ребята оборванные, полуодетые, голодные. Жутко смотреть. Тем не менее, хозяева радушны, угощают, и невозможно отказаться». Жена Ручьяна, она сообщила научным сотрудникам, бывшим на острове Лодейный без связи, о победе в войне. «13-го на Лодейный пешком пришла Фомина. Она пришла еле живая - брела по льду по колено в воде, проваливалась, ползла, чуть не утонула. От неё и узнали».
Сабуров, наблюдатель. «Он с перерывами работает в заповеднике с 38 г.»
1946 г.
Наблюдатель Новиков с дочкой.
Начальник охраны Жидких.

Кандалакша, help, память и памятники

Previous post Next post
Up