Сбор гагачьего пуха как инструмент охраны птиц и как способ их уничтожения

Aug 19, 2019 19:33

Доклад Александры Горяшко, то есть мой, на конференции «Природное и культурное наследие Белого моря: перспективы сохранения и развития». 16-18 августа 2019 г., Чупа, Карелия.



В последние несколько лет в России все чаще обсуждается тема сбора гагачьего пуха. При этом оказывается, что в вопросах, связанных с гагачьим пухом, так же, как в вопросах медицины и педагогики, большинство людей считают себя экспертами по умолчанию. По загадочным для меня причинам множество людей, не имеющих ни малейшего понятия ни о биологии гаг, ни о многовековой истории сбора пуха, ни о технологиях его сбора и обработки, берут на себя смелость выносить категоричные суждения о том, что именно и как должно делать в этой области. По большому счету в итоге все мнения сводятся к двум категоричным и противоположным точкам зрения: сбор пуха - абсолютное зло и сбор пуха - абсолютное добро. Обе точки зрения ошибочны, как всё категоричное. Гагачий пух - очень тонкая материя не только в прямом, но и в переносном смысле. В одних обстоятельствах пух становится инструментом защиты гаг, в других обстоятельствах тот же самый пух оказывается причиной их уничтожения. Как и почему это происходит? Как избежать второго и способствовать первому?


Чтобы была понятна логика дальнейшего изложения, проведем экспресс-ликбез по некоторым вопросам, связанным со сбором пуха, о которых не все знают.
Широкое распространение имеет формула «гагачий пух - лучший в мире естественный утеплитель». Утверждение спорное, но допустим даже, что это так. Однако какой именно гагачий пух - лучший в мире утеплитель: тот, что лежит в гнезде, или тот, что лежит в готовом одеяле или куртке? Между двумя этими пухами - дистанция огромного размера.
Вот так рекламируют гагачьи одеяла. А так выглядит пух, лежащий в гнезде.




Чтобы пух из гнезда превратился в пух в одеяле, его необходимо: высушить, очистить от всех посторонних примесей (а они могут составлять до 90% веса), очистить от насекомых, помета и перьев. А сначала, конечно, собрать. И собрать много, потому что для изготовления только одного одеяла нужно примерно 50-70 гнезд.




Как происходит превращение пухового гнезда в пуховое одеяло? Происходит оно долго и трудно. Даже просто высушить большие количества пуха не просто. На протяжении нескольких столетий пух сушили на солнце или на печке, а для чистки использовалось кустарное оборудование, по сути дела чистка была ручной. При таком способе очистка только 1 кг пуха требовала недели работы. Механическое оборудование для сушки и чистки гагачьего пуха было изобретено в Исландии только в середине XX века, но и сейчас оно не производится серийно.




Если помнить обо всем этом, легко понять, что вовсе не является некоей абсолютной ценностью для всех без исключения. В разных частях мира, где люди живут рядом с гагами, сложились вполне определенные отношения с этими птицами и их пухом. Собственно, вариантов этих отношений всего два: при одном пух для людей представляет ценность, при другом нет.




Зеленым на карте обозначены области, где пух собирали, и где родилась культура гагачьих ферм. Это Норвегия, Исландия и небольшой кусочек Северной Европы. Гораздо более мягкие климатические условия, гораздо меньший размер территорий, более высокий уровень цивилизации, т.е. развитые рыночные отношения и институт частной собственности на землю. По совокупности условий, в этих местах могли позволить себе возиться с пухом, и это имело смысл, т.к. можно было не только использовать пух для себя, но и конвертировать в другие нужные вещи.
А теперь посмотрим, что происходило с охраной гаг в тех странах, где пух являлся ценностью, и в тех, где он был не нужен.

В странах, где пух был ценностью, очень рано возникли законы об охране гаг. И не только законы, но и соответствующий менталитет. Что естественно: пух приносил доход, а источником пуха может быть только живая птица. Чем больше живых птиц, тем больше пуха, тем больше дохода. Методики сбора пуха здесь тоже развивались именно в таком направлении, чтобы не принести никакого вреда птицам. Гагам здесь строят домики, защищают их от естественных хищников, и вообще всячески холят и лелеют. Важно и то обстоятельство, что территории этих стран невелики, тут нет «бесхозных» пространств. Нельзя позволить себе собрать пух кое-как, не думая о будущем, уничтожить одну колонию, а на следующий год пойти собирать пух на другую. Все гагачьи колонии находятся на частных землях, хозяин каждой заинтересован в том, чтобы его колония жила и процветала на этом месте долгие годы.



В странах, где пух изначально не рассматривался как ценность, отношения с гагами могли складываться по двум сценариям.
Сценарий первый: пух не собирают, гага - ценный пищевой ресурс, на гаг охотятся и собирают их яйца. Хотя выглядит это не так умильно, как гагачьи фермы для сбора пуха, но гагам всерьез не угрожает. Гаг много, людей мало, и за счет охоты и сбора яиц выбирается лишь совсем крохотный процент популяции птиц, лишь столько, сколько люди могут съесть.




Неприятности для гаг начинаются при втором сценарии: когда на земли, где гага традиционно представляет только пищевую ценность, приходят торговцы и предлагают местному населению собирать пух на продажу. Что получается в этом случае? При том, что в этих местах не выработаны методы безвредного для птиц сбора пуха и вообще веками принято рассматривать гагу как охотничью дичь? Вполне естественно, что здесь при сборе пуха люди не задумываются о сохранении гнездовий, а естественные ограничители по количеству собранного пуха отсутствуют. Вот в этом случае сбор пуха как раз и становится инструментом уничтожения гаг.
Очень наглядный пример такого сценария дает Гренландия, где инуиты начали собирать пух только тогда, когда на него появился покупатель в лице датской торговой компании. Сохранившаяся статистика этой компании показывает, что за 100 лет добыча гагачьего пуха в Гренландии уменьшилась в 20 раз, что свидетельствует о катастрофическом снижении численности гаг.




А что же со сбором гагачьего пуха в России? Сейчас часто пишут, что Россия имеет давние традиции сбора гагачьего пуха и призывают к возрождению этих самых традиций. Однако в чем именно эти традиции состояли? Были ли это традиции гагачьих ферм и охраны гаг, как в странах, которые мы выделили зеленым? Нет, ничего подобного в России не было. По размеру пространств и большому количеству «бесхозных» гагачьих гнездовий, а также и по традициям охоты на гаг и сбора яиц, Россия гораздо больше похожа на страны, выделенные красным. И действительно…




Здесь приведены три цитаты. Две из них относятся к концу 19 века, третья - к первой половине 20-го. Подобных свидетельств можно привести еще очень много.






Общее их содержание этих и подоных свидетельств хорошо сформулировал А.Н. Формозов:
«Вся история нашего промысла пуха есть не что иное, как наглядная картина быстрого падения этого дела; вся наша литература по северу наполнена бесконечными перепевами одного и того же вопля об истреблении гаги».
Все эти свидетельства дают вполне наглядное представление о том, каковы были российские традиции сбора пуха. Понятно, что такие традиции возрождать не надо.




Однако были в России, вернее, уже в СССР, и другие традиции, связанные с пухом - те, родоначальниками которых стали биологи. На протяжении примерно полувека советские биологи разрабатывали правильные методы сбора гагачьего пуха. Эти работы велись несколько лет на Новой Земле Н.П. Демме, а большая их часть была сделана в Кандалакшском заповеднике. Который вообще-то изначально именно для того и был создан, чтобы стать «опытным гагачьим хозяйством». Идея была такая, что ученые в заповеднике разработают методы правильного сбора пуха, а потом эти методы будут внедрены в социалистическое хозяйство. Больше того, вся кампания по охране гаг, которая началась в СССР в 1930-м году и включала и запрет охоты, и создание заповедников, она вообще вся началась именно из-за пуха - для того, чтобы была возможность его собирать.




Результаты, однако, получились парадоксальные. Повышенное внимание к гагам, вызванное пухом, привело к двум результатам: возникновению и интенсивному развитию изучения гаг и становлению их охраны. А вот пуховая индустрия, ради которой все и было затеяно, так и не была создана.
Хотя советские ученые действительно много чего успели сделать для разработки правил сбора пуха, но в социалистическое хозяйство ничего внедрить не получилось. Попросту некому было этим заниматься, не было передаточного механизма между наукой и хозяйственниками. К тому же не было социально-экономических условий для создания гагачьих хозяйств вне заповедника. К тому же не было толком и методов чистки пуха. Так что, в конце концов, с началом перестройки, пух перестали собирать и в заповеднике.

Какова в итоге ситуация со сбором пуха в России сегодня?
Ситуация эта парадоксальная и грустная. В заповедниках, на охраняемых территориях, где есть специалисты и можно собирать пух безопасным для птиц способом, пух не собирают. Зато его собирают на территориях, не входящих в состав ООПТ, и занимаются этим не специалисты, а бизнесмены. Два основных действующих лица на этом поприще - компания БАСК и Лаборатория Владимира Дудина. В своих публикациях они представляют себя как уникальных экспертов в вопросах гагачьего пуха, хотя любой орнитолог найдет в этих же публикациях множество ошибок, касающихся биологии гаг. Но главная печаль даже не в этом. А в том, что деятельность этих сборщиков никак и никем не контролируется, информацию о местах, где собирается пух, они тщательно скрывают, никакой ответственности за последствия своей деятельности не несут. Более того, и не могут нести, потому что сегодня в России нет ни единого закона, регламентирующего сбор гагачьего пуха. И при этом есть некоторые основания полагать, что деятельность этих компаний ничего хорошего птицам не приносит, т.е. история с российскими разрушительными традициями сбора пуха продолжается.




Приведу один пример. Обе компании упирают на то, что используют «исландскую методику», а именно - в процессе насиживания забирают из гнезда пух и заменяют его сеном. Однако никакой «исландской методики» не существует. Действительно, часть исландских гагачьих фермеров заменяет пух сеном, но это сопровождается еще целым комплексом мероприятий, необходимых для того, чтобы замена пуха сеном не оказалась губительной для гнезда. На других фермах Исландии замену пуха сеном не практикуют, там используют другие методы. В каждом случае методы подбирались для конкретной территории, с отслеживанием последствий и корректировкой. Ни один из этих методов нельзя бездумно скопировать на другой территории, даже если называть их исландской методикой. На фотографиях в блоге кампании БАСК показаны (без комментариев): нормальное гнездо с пухом, пух, разбросанный по скалам (то ли фотографом для красоты, то ли из разоренного хищником гнезда, обычно оно выглядит именно так) и, наконец, яйца, расклеванные хищником в гнезде, где пух был заменен сеном (вероятно, фотограф сам не понял, что снял, иначе вряд ли стал бы показывать этот кадр).




Если уж говорить об исландской или любой другой из мировых методик сбора пуха, то начинать надо не с сена, а с того, что прежде всего, совершенно необходимы законы, регулирующие сбор гагачьего пуха и лицензирование этого вида деятельности. Такие законы существуют во всех странах, где собирают пух. При выдаче лицензий оговариваются и сроки, и места, и правила, соблюдение всех условий строго контролируется. Все эти процедуры обеспечивают безопасный для птиц сбор пуха. Даже в Исландии пух, собранный на территории частной фермы, невозможно продать, не получив на него сертификат, а получение сертификата подразумевает и отчетность.




В разных странах и при разных условиях безопасный для птиц сбор пуха устроен несколько по-разному. Но есть вещи абсолютно обязательные. Это полная прозрачность всей деятельности по сбору пуха, строгое разграничение участков сбора пуха между разными сборщиками и ответственность конкретного человека или организации за определенный участок. Эти участки могут находиться в частной собственности или в аренде, но они никогда не бывают бесхозными, как у нас.




Есть модели сбора пуха традиционные и современные. Традиционные - это гагачьи фермы Исландии и Норвегии. Методы их работы могут различаться даже внутри одной страны, и это естественно, т.к. методы, используемые на каждой ферме, зависят и от конкретных природных условий, и от вкусов владельцев. По большому счету, общее у них только одно: все владельцы всегда заинтересованы в сохранении птиц на своей территории, и за многие десятилетия (а часто даже - столетия) опытным путем нашли такие методы сбора пуха, которые максимально безопасны для птиц.




Но есть и очень удачные модели, созданные уже в наше время, модели, за которыми не стоят столетние традиции. Наиболее интересной мне кажется модель, которую реализует в Канаде общество Société Duvetnor, это замечательный пример того, как можно гармонично и эффективно сочетать интересы коммерции, охраны и изучения гаг. Общество в этом году отмечает 40-летие, его создал в 1979 году биолог Жан Бедар, изучавший поведение гаг в устье реки Святого Лаврентия, объединившись с несколькими коллегами. Главной целью создания организации была защита мест гнездования гаг.
В первые же годы работы общество вложило деньги, вырученные за продажу гагачьего пуха, в приобретение нескольких островов в устье реки Святого Лаврентия. На сегодня Duvetnor контролирует - на правах собственности или аренды - в общей сложности более двадцати островов, на которых ежегодно гнездится около 12 000 гаг. Вся работа общества ведётся в тесном взаимодействии с Канадской службой дикой природы. Процесс сбора пуха сопровождается сбором научных данных по динамике гнездования гаг, отловом и кольцеванием самок. Кроме того, общество вкладывает средства в экологический туризм, два острова открыты для посещений, но с очень строгими ограничениями. Работа общества Duvetnor с гагами обобщена и подробно описана в брошюре Жана Бедара с соавторами (Bédard et al., 2008), там же приведены подробные инструкции по процедуре сбора пуха для волонтёров.




Надо сказать, что сбор пуха при грамотной организации вообще отлично сочетается с экологическим просвещением, Канадское общество отнюдь не единственное, кто это практикует. В Исландии и Норвегии люди, занимающиеся сбором пуха, открывают гагачьи музеи, издают книги, посвященные гагам, проводят экскурсии по своим островам, причем особое внимание уделяется работе с детьми.




Возможно ли изменить ситуацию со сбором пуха в России, сменив разрушительную модель сбора пуха на созидательную? Первый прецедент такого рода появился совсем недавно в лице «Арктической пуховой компании РУ-ИС», которая впервые в России пытается действовать открыто, законно и в сотрудничестве с учёными. О деятельности этой компании мы расскажем в докладе «Гагачье хозяйство как возможность объединения интересов науки, охраны и бизнеса. Первые шаги» (А.В. Салтыков, В.Н. Салтыков, А. Горяшко).



Литература:
Силантьев А.А. 1898. Обзор промысловых охот в России. СПб.: Мин-во земледелия и гос. имуществ.
Филиппов А.С. 1933. Организация гагачьего хозяйства на Харловских островах Кольского полуострова.  Научный архив КГПЗ. Д. В-1369.
Формозов А.Н. 1930. Гага и промысел гагачьего пуха. М.: Всекохотсоюз.
Bédard J., Nadeau A., Giroux J.-F. & Savard J.-P.L. 2008. Eiderdown: Characteristics and Harvesting Procedures. Société Duvetnor Ltée and Canadian Wildlife Service, Environment Canada, Quebec Region, Quebec.
Folie-Boivin Émilie. 2019. Un oiseau rare // https://beside.media/fr/un-oiseau-rare/

Чупа, эко, гага

Previous post Next post
Up