О фильме Всеволода Пудовкина «Мать» (1926)

Apr 24, 2017 21:41



Из всех просмотренных мной экранизаций немого кино - это первый фильм, где сюжет романа М. Горького и сюжет фильма не совпадают полностью. Но автор обозначил и воплотил основную мысль произведения - это пробуждение человека и рождение новых смыслов и новой жизни.

Эту идею режиссер Всеволод Пудовкин передает на протяжении всего фильма разными художественными приемами и символами.

Крик петуха всегда символизирует победу света над тьмой, наступление утра, когда власть тьмы рушится. В природе таким же символом является весна, и вскрывающийся на реке лед как признак пробуждения природы от состояния сна и смерти, в фильме идет параллельно с пробуждением и отдельных людей, и народных масс. Стихия народного протеста и борьбы продолжается, и совпадает с бурлением вешних весенних вод.

Мы видим на экране наступление красной весны, которая повернет в начале 20 века весь ход мировой истории. За эту красную весну пролито немало крови, но и результат был потрясающий: впервые в истории во главу угла был поставлен Человек. В творчестве Горького эта идея звучит во многих художественных произведениях и публицистических статьях. И понятно, что режиссер Пудовкин воспринял и воплотил ее в фильме «Мать».

Борьба за человека явно показана в двух контрастных сценах фильма. Отца Павла Власова «вербуют» в кабаке за стакан водки для участия в погроме. Самого Павла вовлекают в борьбу для спасения товарищей и общего дела: он должен спрятать оружие. В этом проявилась потом трагедия революции и гражданской войны, когда линия разлома проходила по семьям. И безумие в том, что старший Власов, работяга, не видевший в жизни ничего, кроме изнурительного, отупляющего труда и «отдыха» в виде тяжелого пьянства, оказался на стороне своих хозяев. Это напоминает ситуацию, когда нынешние граждане вдруг начинают томиться по монархии, не задумываясь о том, какое бы место им было там уготовано. Неужели рассчитывают выбиться в графья?

Мать Павла, тоже придавленная грузом жизненных тягот и пьяными драками мужа, в начале фильма похожа на загнанное животное. Она тоже застывшая, как река подо льдом. Единственный просвет - это сын, который является ее единственным заступником и опорой. Понятно, что она защищает его, как самка детеныша, но ее простодушие и доверчивость приводят к аресту Павла. И это точка, с которой начинается ее перерождение. Сначала чувство вины перед сыном заставляет ее как-то искупить грех, и она робко помогает его товарищам. Но постепенно, особенно после неправедного и равнодушного суда, к ней приходит понимание, что сын делал хорошее и справедливое дело. Она начинает чувствовать причастность к этому делу, в ее жизни появляется смысл. Не случайно именно тогда впервые на ее лице появляется улыбка, гордая и счастливая.





Эволюция личности матери мастерски показана в фильме, да и в романе М. Горького. От забитого, бесправного существа до человека, обретшего достоинство, цель и смысл жизни.

Бунт в тюрьме и побег Павла, первомайская демонстрация свидетельствуют о крепнущей силе, растущей организованности рабочих, что не может не страшить самодержавную власть. На их стороне сила государственной машины, солдаты и оружие, и это дает им иллюзию безопасности и безнаказанности. Но, расстреливая демонстрантов, пытаясь устрашить и задушить бунтовщиков, они в действительности поднимали на борьбу новых людей. И мать Павла Власова, поднявшая выпавшее из рук расстрелянного сына красный флаг, принимает эстафету борьбы. И бесстрашно идет с этим флагом навстречу солдатским цепям. Да, наверное, ее тоже расстреляют, но мы понимаем, что на ее место встанут другие, те, кому доведется победить.

Наше современное общество в чем-то сильно отличается от показанного в картине, а в чем-то имеет сходство. Многие наши сограждане находятся в том же состоянии, что и герои фильма. Кто-то забит и замотан бытом: работа, кредиты, проблемы с образованием детей, проблема с получением медицинской помощи, отсутствие жилья. Кто-то уходит от проблем и расслабляется алкоголем, наркотиками, запредельным потребительством и шопингом, отчаянной развлекухой и разнузданными удовольствиями. Вопрос стоит остро: надо пробудить этих людей, и сделать это быстро. Вернуть в повестку дня проблему Человека и его восхождения. Эти задачи становятся решающими.

image Click to view



Пудовкин, Горький, Мать

Previous post Next post
Up