ЕДУТ ГРЕКИ ЧЕРЕЗ РЕКИ

May 24, 2016 21:46

Оригинал взят у natabelu в ЕДУТ ГРЕКИ ЧЕРЕЗ РЕКИ
Продолжаю, раз уж взялась за гуж, цитировать из "Занимательной Греции" Гаспарова. Курсив всё ещё мой.

О лаконизме спартанцев:
Македонский царь послал сказать спартанцам: "Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена". Спартанцы ответили одним словом: "Если!"

Культура и природа:
Спартанцу предложили послушать певца, который поёт, как соловей. "Я слышал самого соловья", - ответил спартанец.

Олимпийское:
На скачках кобыла наездника Фидола сбросила седока, но продолжала скачку и пришла первой. Фидол был объявлен победителем - за то, что у него такая хорошая лошадь.

Законодательное:
...за триста лет в законы Залевка и Харонда внесены были только два улучшения. Первое было такое. В первоначальном варианте закона говорилось: "Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза"; к этому было добавлено: "...а если выколет одноглазому, то должен лишиться обоих". Все согласились, что это справедливо. Второе было такое. В первоначальном законе говорилось: "Кто развёлся бездетным, тому дозволяется взять новую жену"; к этому было добавлено: "...но не моложе прежней".

А о роскоши закон гласил: "Тонкие ткани и золотые украшения лицам хорошего поведения носить воспрещается, лицам дурного поведения - разрешается".

О Солоне, законодателе и мудреце:
Был закон: "Кто не может указать, на какие средства он живёт, тот лишается гражданских прав". Говорили, что этот закон Солон позаимствовал у египтян. Был другой закон: "Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца такой сын не обязан содержать в старости". Этот закон Солон ввёл сам.

Запрещалось убивать пахотного быка, "потому что, - говорилось в законе, - он товарищ человеку по работе".

Солона спросили: "Какое ты назначаешь наказание за безбрачие?" - и Солон ответил: "Брак".

Софизм "Крокодил":
Крокодил схватил ребёнка и сказал матери: "Я отпущу его, если ты угадаешь, отпущу ли я его". Мать безнадежно сказала: "Не отпустишь". Что должен сделать крокодил?

Поэт и царь:
Дионисий (Дионисий Старший, тиран; тиранами греки называли незаконно захвативших власть) даже был поэтом-любителем, и слава поэта была ему дороже славы полководца. Его советником был лирик Филоксен, весёлый и талантливый. Дионисий читал ему свои стихи, Филоксен сказал: "Плохо!" Дионисий велел заковать его и бросить в каменоломню. Через неделю друзья его вызволили. Дионисий призвал его и прочёл ему новые стихи. Филоксен вздохнул, повернулся к начальнику стражи и сказал: "Веди меня обратно в каменоломню!"

Тот же царь и философ:
Однажды он (Аристипп, придворный философ Дионисия Старшего) заступался перед Дионисием за друга, Дионисий не слушал, Аристипп бросился к его ногам. Ему сказали: "Стыдно!" Он ответил: "Не я виноват, а Дионисий, у которого уши на ногах растут".

Дионисий рассердился и велел Аристиппу перейти с почётного места за столом на самое дальнее. "Где я сижу, там и будет почётное место!" - отозвался Аристипп.

Благодарный ученик:
Он был очень непохож на Сократа. Но, как все, кто знал афинского лукавого мудреца, он любил его и помнил всю жизнь. <...> Один оратор, защищавший Аристиппа в суде, спросил его: "Что тебе дал Сократ?" - "Благодаря ему, - ответил Аристипп, - всё, что ты говорил хорошего обо мне, было правдой".

Сократова радость:
Гуляя по рынку, он приговаривал: "Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись!"

Диогеново право на жилплощадь:
Когда коринфские дети из озорства разломали его бочку, то коринфские граждане постановили: детей высечь, а Диогену выдать новую бочку. (Кстати, бочка, в которой жил Диоген, была глиняной, а не деревянной, как многие думают.)

Об ораторском искусстве:
Оратор Лисий сочинил защитную речь для одного ответчика. Тот прочёл её несколько раз и сказал: "С первого раза она прекрасна, но чем больше её перечитываешь, тем больше видишь натяжек". - "Отлично, - сказал Лисий, - судьи-то её услышат только один раз".

Оратору Гипериду пришлось защищать красавицу Фрину - он разорвал на ней одежду: "Посмотрите: может ли такая прекрасная женщина быть виновной?" Фрину оправдали, но издали закон, чтобы судьи выносили приговор, не глядя на обвиняемых.

Демосфену пришлось уйти из Афин в изгнание <...>. По дороге он увидел нескольких афинян из злейших своих врагов. Он решил, что его задумали убить, и хотел скрыться. Его остановили. Демосфен был такой человек, что его уважали даже враги. Они дали ему денег на дорогу и посоветовали, куда направиться в изгнании. Демосфен сказал: "Каково мне покидать этот город, где враги таковы, каковы не всюду бывают и друзья!"

Фокион (полководец) не считал себя оратором и говорил, как деловой человек, ясно и сжато. "О чём ты думаешь?" - спрашивали его, когда он обдумывал свою речь. От отвечал: "Думаю, чего бы убавить".

Когда однажды на какие-то его (Фокиона) слова весь народ начал рукоплескать, он оборотился к товарищам и спросил: "Не сказал ли я чего-нибудь дурного?"

Демосфен говорил Фокиону: "Когда-нибудь афиняне казнят тебя!" Фокион отвечал: "Да, если сойдут с ума; а тебя - если возьмутся за ум".

Ему (Фокиону) дали, как Сократу, выпить чашу яду, но он был крепкого здоровья, яду не хватило, а больше у палачей отравы не было. Фокион сказал: "Неужели в Афинах даже умереть нельзя по-человечески?"

Стоик и алкоголик:
Македонский царь Антигон Младший, бывая в Афинах, не отходи от Зенона и брал его на все свои пиры. Напившись, он кричал ему: "Что мне для тебя сделать?" - а тот отвечал: "Протрезветь".

Когда умер Зенон, царь Антигон Младший воскликнул: "Для кого же мне теперь царствовать?"

Знание уменьшает скорбь:
Ксенофонту сказали: "Мужайся: твой сын погиб при Мантинее". Ксенофонт ответил: "Я знал, что мой сын смертен".

Философия и жизнь:
Заимодавец требовал денег с должника, тот ответил ему по Гераклиту: "Всё течёт, всё меняется: я уже не тот человек, который брал у тебя!" Заимодавец прибил его палкою, тот поволок его в суд, а заимодавец ответил по Гераклиту: "Всё течёт, всё меняется: я уже не тот человек, который бил тебя!"

Зенона обокрал его раб, Зенон взялся за палку. Раб недаром служил у стоика - он закричал: "Это мне судьба была украсть!" - "И судьба быть битым", - отвечал Зенон.

Аристотелю на кого-то пожаловались: "Он так тебя ругает за глаза!" Аристотель ответил: "За глаза пусть хоть побьёт".

Когда в городе Лампсаке умирал философ Анаксагор и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

Фалес (Милетский) не был женат. Однажды мать ему об этом напомнила - от ответил: "Ещё не время!" Она подождала и заговорила опять - он ответил: "Уже не время!"

Кто умер самой необычной смертью? Пожалуй, один философ, который умер от хохота, видя, что день, в который ему было предсказано умереть, подходит к концу, а он всё ещё жив.

Из беседы Александра Македонского с индийскими мудрецами:
"Кого в мире больше - живых или мёртвых?" - "Живых, - ответили мудрецы, - потому что мёртвых больше нет". <...> "Что сильнее - жизнь или смерть?" - "Жизнь: в ней больше страданий".

Боги и горшки:
Антигон Одноглазый <...> объявил себя царём - повязал лоб белой перевязью, диадемой. Льстецы поспешили объявить его и богом - он сказал: "Это неправда, и о том лучше всех знаем я да тот раб, что выносит мой ночной горшок".

Есть такая профессия:
...Деметрию в Греции приходилось высиживать целые дни перед народом, принимая просьбы и разбирая споры. Однажды, изнемогши, он встал; его ухватила за плащ какая-то старушка: "Выслушай и меня!" - "Нет времени". - "Если нет времени, то нечего и царствовать!"

Есть другая профессия:
Один словесник о шестидесяти строчках "Илиады" (это был очень скучный перечень троянских войн) написал тридцать книг комментариев. Самым же плодовитым александрийским учёным был Дидим, сын Дидима, по прозвищу Меднобрюхий: за свою жизнь он написал то ли 3500, то ли 4000 книг, причём сам уже не помнил, о чём он писал, о чём нет, и некоторые книги сочинял по два раза.

Древнегреческие чукчи (анекдоты о кимейцах):
В Киме два человека купили по горшку сушёных фиг; но, вместо того чтобы есть каждому из своего горшка, они потихоньку таскали фиги друг у друга. Прикончив чужой горшок, каждый взялся за свой собственный и обнаружил, что он пуст. Они потащили друг друга в суд; судья внимательно их выслушал и велел им обменяться пустыми горшками и заплатить друг другу штраф.

Один человек из Кимы жил в Александрии, и там у него умер отец. От отдал тело отца бальзамировщику и спустя положенное время попросил его обратно. У бальзамировщика были и другие покойники, поэтому он спросил: "Какие приметы были у твоего отца?" Кимеец ответил: "Он кашлял".

( Первая часть тут.)

Previous post Next post
Up