В последние месяцы президент США Трамп неоднократно указывал на свою роль в том, чтобы сделать американскую экономику “лучшей когда-либо."Но за экстремальными максимумами фондового рынка и официальными правительственными данными по безработице, экономика США подготовлена к шоку 1929 года, финансовому цунами, которое больше зависит от независимых действий ФРС, чем от всего, что Белый дом сделал с января 2017 года. На данный момент параллели между бывшим президентом-республиканцем Гербертом Гувером, который председательствовал над большим биржевым крахом и экономической депрессией, созданной тогда политикой ФРС, и Трампом в 2019 году выглядят зловеще похожими. Он подчеркивает, что реальная власть принадлежит тем, кто контролирует наши деньги, а не избранным политикам.
Несмотря на заявления об обратном, истинное состояние американской экономики с каждым днем становится все более шатким. Политика количественного смягчения ФРС и политика нулевой процентной ставки (ZIRP), реализованная после краха 2008 года, вопреки утверждениям, мало что сделала для прямого восстановления реальной экономики США. Вместо этого он направил триллионы долларов тем самым банкам, которые были ответственны за пузырь на рынке недвижимости в 2007-2008 годах. Эти "дешевые деньги", в свою очередь, перетекли в спекулятивные высокодоходные инвестиции по всему миру. Он создал спекулятивные пузыри в долгах развивающихся рынков в таких странах, как Турция, Аргентина, Бразилия и даже Китай. Он создал огромные инвестиции в высокорисковые долговые обязательства, так называемые мусорные облигации, в корпоративном секторе США в таких областях, как сланцевые нефтяные предприятия или компании, такие как Tesla. Предвыборное обещание Трампа восстановить разрушающуюся инфраструктуру Америки никуда не делось, и разделенный Конгресс не собирается объединяться на благо нации в этот момент. Реальный показатель здоровья реальной экономики, где реальные люди изо всех сил пытаются свести концы с концами, заключается в рекордном уровне долга.
Сегодня, спустя целое десятилетие после беспрецедентных действий трех президентов, экономика США находится в более глубоком долговом кризисе, чем когда-либо в своей истории. И долг контролируется процентными ставками, процентные ставки в конечном счете находятся в руках ФРС. Давайте посмотрим на некоторые признаки серьезных проблем, которые могут легко поставить экономику в тяжелую рецессию к этому времени в 2020 году
Ford Motor, GE
25 сентября корпоративная облигационная задолженность Ford Motor Co., который в отличие от GM отказался от национализации правительства в 2008 году, только что был понижен до “мусорного” статуса Moody'S, который сказал, что Ford сталкивается со “значительными операционными и рыночными проблемами...” это влияет на долг компании в размере 84 миллиардов долларов .
Мусорный рейтинг означает, что большинству страховых компаний или пенсионных фондов запрещено держать рискованный долг и продавать его. До этого Moody's оценивало облигации Ford на самом низком уровне-BBB. Проблема заключается в том, что за десятилетие низких процентных ставок ФРС корпорации взяли на себя больше долговых рисков, чем когда-либо, и доля облигаций с рейтингом BBB или “под риском мусорных” облигаций сегодня выросла до более чем 50% от всех корпоративных облигаций США, находящихся в обращении. На начало кризиса 2008 года облигации с рейтингом BBB составляли лишь треть от общего объема. Это составляет более $ 3 трлн корпоративного долга под угрозой понижения рейтинга до мусорного, если экономика ухудшится, по сравнению всего с $ 800 млрд десять лет назад. Ответственность за это несут десять лет беспрецедентно низких процентных ставок ФРС. По оценкам moody's, по меньшей мере 47 других многомиллиардных американских корпораций уязвимы для нежелательного снижения рейтингов в условиях резкого экономического спада или с ростом процентных ставок. Наиболее упоминаемыми являются аэрокосмический и электрический конгломерат GE, который среди прочего производит реактивные двигатели для проблемных Boeing.
Корпоративный долг в США сегодня-это бомба замедленного действия, и ФРС контролирует часы. Сегодня общий корпоративный долг превышает $ 9 трлн, рекордно высокий, рост на 40% или $ 2,5 трлн с 2008 года по данным ФРС Сент-Луиса. С учетом сверхнизких процентных ставок ФРС начиная с 2008 года, компании удвоили объем задолженности, но стоимость долга выросла только на 40%. Сейчас в последние месяцы ФРС прямо и косвенно поднимает процентные ставки за счет количественного ужесточения. Самый последний токен .Снижение ставки на 25% мало что меняет в мрачном прогнозе для американского рынка облигаций, сердца финансовой системы.
Ford среди прочих проблем сильно пострадал от глобального спада в автомобильном секторе. В США автодилеры стали настолько отчаянно продавать автомобили, поскольку потребители задыхаются от рекордного уровня личного долга, что они недавно предложили 8-летние автокредиты. В течение последних двух лет ФРС медленно повышала процентные ставки. Предсказуемым результатом стал рост дефолта по долгам домашних хозяйств, особенно по автокредитам. По состоянию на апрель 2019 года рекордные 7 миллионов американцев были на 90 дней или более отстают в автокредитах, что составляет около 6,5% от всех автокредитов. Более 107 миллионов американцев имеют автокредиты сегодня, по сравнению с 80 миллионами в 2008 году и исторический рекорд. Рост дефолтов идет параллельно графику ужесточения денежно-кредитной политики ФРС.
И Ford, и GM объявляют о тысячах увольнений рабочих мест, поскольку экономика замедляется, а потребительский долг достигает опасных уровней. Ford сокращает по меньшей мере 5000 рабочих мест, а GM-4400 в США. Еще десятки тысяч увольнений будут считаться вероятными в ближайшие месяцы, если экономика ухудшится.
Тогда частный американский Институт управления снабжением только что сообщил, что его индекс обрабатывающей промышленности сократился до самого слабого с июня 2009 года, глубины экономического кризиса десятилетней давности. В ходе опроса компании указали на неопределенность, связанную с китайской торговой войной Трампа, как на основной фактор, лежащий в основе депрессивного найма и деловой активности. Затем Трамп атаковал ФРС за то, что она не двигалась достаточно быстро, чтобы снизить ставки.
Одним из показателей неустойчивого состояния реального обрабатывающего сектора экономики США является углубляющаяся в этом году рецессия в автомобильной промышленности, секторе, который перемещает товары через территорию страны. В сентябре 4200 водителей грузовиков потеряли свои рабочие места из-за резкого падения грузовых тарифов из-за отсутствия грузового движения. За первые шесть месяцев 2019 года около 640 автотранспортных компаний обанкротились, что в три раза больше, чем годом ранее, когда влияние ставки ФРС было все еще низким, а последствия торговой войны гораздо менее очевидны. В июне грузовые автоперевозки снизились более чем на 50% в июне по сравнению с июнем 2018 года на спотовом рынке грузовых автоперевозок. Ставки также снизились на целых 18,5% за тот же период .
Объем перевозок грузов всеми видами транспорта в США резко снижается. Грузовые перевозки в США грузовыми автомобилями, железнодорожным транспортом, воздушным транспортом и баржами упали на 5,9% в июле 2019 года по сравнению с июлем 2018 года, восьмой месяц подряд в годовом исчислении снижается, согласно индексу Cass Freight для перевозок, который исключает сыпучие товары, такие как зерно. Это снижение, наряду с падением на 6,0% в мае, было самым резким в годовом исчислении сокращением грузовых перевозок с момента финансового кризиса 2008 года.
Сомнительные Ипотечные Кредиты?
Далекие от осознания уроков американского субстандартного жилищного долгового кризиса, приведшего к глобальному кризису 2007-2008 гг., Банки спокойно вернулись к предоставлению сомнительных кредитов. Кроме того, два квазигосударственных агентства по ипотечному кредитованию, Fannie Mae и Freddie Mac, находятся в худшем состоянии, чем во время кризиса субстандартной недвижимости в 2007 году.
Тем не менее, в марте 2019 года Президент подписал меморандум, призывающий к шагам по прекращению десятилетнего правительственного консерватизма двух ведомств. Однако, как недавно засвидетельствовали некоторые официальные лица, " американская система жилищного финансирования сегодня...хуже, чем она была на пороге финансового кризиса 2008 года."Это, несмотря на $ 190 млрд помощи налогоплательщиков двум агентствам. По директиве Конгресса Fannie Mae и Freddie Mac разрешено иметь резервный капитал для покрытия убытков в размере 6 миллиардов долларов США вместе взятых. Однако они владеют или гарантируют почти $5 трлн ипотечных ценных бумаг. Многие из этих ипотечных кредитов имеют сомнительное или сомнительное кредитное качество, как и до 2007 года, поскольку банки ищут более высокие процентные ставки. Если общая экономика ухудшится в следующем году в преддверии выборов в ноябре 2020 года, дефолты по ипотечным кредитам на жилье могут резко возрасти. Было подсчитано, что “ если только 0,12% ипотечных кредитов Fannie и Freddie испортятся (около одной десятой от 1%), это полностью уничтожит их. У них не останется никакого капитала. И без помощи правительства они могут вообще перестать существовать. Это может быстро привести к новому кризису ипотечных кредитов .”
Ключом к экономике США является долг, и долг находится на рекордно высоком уровне для правительства США, чей дефицит ежегодно увеличивается более чем на $1 трлн, для корпораций с рекордным долгом и для частных домашних хозяйств, где долг по ипотечным кредитам, долгам по студенческим кредитам и долгам по автомобильным кредитам находятся на рекордно высоком уровне. Задолженность по студенческим кредитам достигла $ 1,46 трлн к январю 2019 года, при этом уровень серьезной просрочки намного выше, чем у любого другого вида долга. Ипотечный долг составил $ 9,12 трлн. Общий долг частных домохозяйств составил рекордные $ 13,5 трлн. Если мы добавим к этому сомнительному экономическому долгу ситуацию в американском сельском хозяйстве, где фермеры сталкиваются с худшим кризисом с начала 1980-х годов, то ясно, что экономическое чудо эпохи Трампа далеко не стабильно.
А именно, одна из самых заметных особенностей недавнего экономического роста США, добыча сланцевой нефти в США в 2018 году, которая сделала Америку крупнейшим производителем нефти в мире, практически выровнялась в этом году, когда мировые цены на нефть резко упали. Падение угрожает многим американским производителям сланцевой нефти, многие из которых заимствовали путем выпуска ударных инвестиций высокодоходных мусорных облигаций в надежде на восстановление после обвала цен после 2014 года. Даже атака на саудовскую нефтяную инфраструктуру и угрозы войны в Иране и Венесуэле не остановили падение цен на нефть в последние недели. Если цены на нефть продолжат падать ниже $ 55 за баррель, то новая волна банкротств и закрытия в энергетическом секторе США последует, скорее всего, в 2020 году как раз к выборам в США.
С 1927 по 1929 год ФРС сознательно создавала тогда лопнувший фондовый пузырь, используя процентные ставки. Президент-республиканец Гувер подписал закон О тарифах Смута-Хоули в 1930 году, чтобы защитить американскую промышленность, что привело к торговой войне, которая была обвинена вместе с Гувером в Великой депрессии, вызванной экономикой, раздутой долгами и легкими деньгами во время бума ревущих двадцатых годов. Гувера обвинили и проиграли переизбрание демократу Рузвельту с его новым курсом. За всем этим стояли действия Федерального резерва, реальной власти. Вскоре станет ясно, будет ли 2020 год современной эпохой повторения сценария Гувера, на этот раз с демократом, чей “новый курс”, вероятно, будет зеленым.
08.10.2019 Автор: Ф. Уильям Энгдаль
Ф. Уильям Энгдал является консультантом и лектором по стратегическим рискам, имеет степень в области политики Принстонского университета и является автором бестселлеров по нефти и геополитике, исключительно для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение.”
НВО