Перелетит ли сокол через Днепр?

May 07, 2023 19:07





Тетр военных действий в низовьях Днепра (фрагмент карты с закраской территорий, актуально занятых сторонами, взят с ресурса lostarmour.info)

…или не дотянет даже и до середины Днепра падучая птица с украинского герба согласно как никогда актуальному пророчеству Тараса Григорьевича?

Наслушался и начитался различных версий про «украинское контрнаступление». Версии высказываются самые разные, вплоть до удара на Сталинград Москву (хорошо хоть не на Хабаровск). Со сроками объяснения вполне стандартные. Земля не просохла, зелёнки ещё нет, зелёнки уже слишком много, погода лётная/нелётная, земля не промёрзла, снега мало/много, мороз/слякоть. Это я сразу до конца года все «причины» озвучил, чтобы потом уже к этому не возвращаться. По срокам вопрос стоит совсем не так. Не «когда?», а «будет ли вообще?». И с погодными явлениями ответ ни коим образом не связан. А связан он исключительно с подготовленностью ВСУ к этому контрнаступлению. А подготовленность это понятие относительное. Всё зависит от поставленных целей. Ведь для различных сценариев может понадобиться в разы отличающееся количество сил и средств как по количественному, так и по качественному составу (в смысле оснащения определёнными видами техники и прочее).

Рассмотрю неупоминаемый нигде сценарий. И не из желания показаться оригинальным, а наоборот. Буду предельно банальным. А «оригинальными» я бы назвал авторов всех прочих вариантов, которые не опускаются до банальности либо в силу своей зашкаливающей гениальности либо из-за своего дремучего невежества, что иногда ровно одно и то же.



Перейду к делу. И начну, как обычно, с истории вопроса. Не буду касаться «преданий старины глубокой» и оставлю в покое походы Святослава и «покорение Крыма». Непосредственный интерес представляет история форсирования Днепра новейшего времени, и именно в направлении с правого берега на левый. Чему же учит военная история?

1920

«Каховка, Каховка - родная винтовка», эти слова из песни Дунаевского на стихи Михаила Светлова знакомы каждому. Успешное контрнаступление Красной Армии после занятия Врангелем Северной Таврии началось именно отсюда, с Каховского плацдарма. Это было очевидно для генерала Слащёва, в военных способностях которого после его эпической операции по спасению Крыма в прошлом, 1919-ом, году мало кто усомнился бы. Увы для белых, к этому меньшинству относился и главнокомандующий, барон Врангель. Слащёв не видел непреодолимых сложностей в форсировании Днепра Красной Армией в его низовьях. Причём, до такой степени, что считал бессмысленными атаки на Каховский плацдарм, поскольку даже в случае успеха, который обошёлся бы очень дорого, повторное форсирование Днепра Красной Армией предотвратить было невозможно. Единственный выход лучший генерал белых видел в создании tête de pont (здесь в смысле контрплацдарма) на правом берегу Днепра. Спор Слащёва и Врангеля привёл к фактической отставке первого и разгрому второго. Белые всё же попытались создать контрплацдарм, но, во-первых, слишком поздно, а, во-вторых, делали это одновременно с ожесточёнными атаками на Каховский плацдарм, что распылило их силы и не позволило выполнить ни одну из стоящих задач.

Удар 1-ой Конной Армии с Каховского плацдарма по операционному направлению на Перекоп был стремителен и неотразим. Буддёновцы пролетели 60-70 км меньше, чем за один день, к исходу которого вышли не только к перекопскому першейку, но и к Чонгару. Большая часть белых войск была отрезана от своей главной базы, Крыма, и лишь с огромным трудом пробилась туда, потеряв в боях до 50% личного состава. Северная Таврия была окончательно потеряна белыми, а судьба Крыма была предрешена.

Я не упоминаю здесь про 2-ю Конную армию, атаковавшую из района Никополя по причине, во-первых, фантастичности форсирования Днепра в этом районе сегодня (в 1920 году Каховской ГЭС и водохранилища ещё не было), а, во-вторых, неудовлетворительным планированием её наступления. Удар по сходящимся направлениям с 1-ой Конной (на Крым) был бессмысленен. 2-я Конная не только не обеспечила внешний фронт для 1-ой Конной и её левый фланг, но и сама подставила себя под удар отходящих белых частей, что едва не привело к катастрофе и разгрому всей красной конницы у перешейков. Чистым авантюризмом было и занятие Мелитополя махновцами. «Революционная повстанческая армия Украины» не была полностью уничтожена белыми единственно по причине их спешного отступления к Крыму. Исход операции решил именно Каховский плацдарм и выгоды кратчайшего расстояния с него для удара на Крым.

Здесь можно ещё вспомнить и неудачную попытку наступления на Мелитополь с севера (с Левобережья!), предпринятую ранее (летом 1920-го) силами конной группы Жлобы, и закончившуюся её полным разгромом. Если сравнивать при этом взаимное расположение частей белых и красных, которое сегодня примерно соответствует РА и ВСУ, то в 1920-ом году позиции белых были значительно слабее, чем у РА сегодня, в 2023-м. Поэтому план «украинского контрнаступления» в этом же направлении (с севера на Мелитополь) сегодня не менее безумен, чем упоминаемый уже мною в начале статьи - на Москву.

1941

Не буду столь же подробно описывать форсирование Днепра Группой армий «Юг» летом 1941 года. Сценарий был в принципе тот же и основывался на использовании Каховско-Бериславского плацдарма для реализации возможности развития наступления на Крым по кратчайшему направлению. Единственным несущественным отличием было конкретное место форсирования Днепра чуть выше по течению, у Берислава, которое сейчас уже неактуально (Каховская ГЭС была построена уже после войны).

Здесь больший интерес представляют расчёты немецкого командования по необходимым силам и средствам и срокам проведения операции. Возиться с подсчётом реальных расчётных дивизий (действительная их численность могла быть в каком-то конкретном случае равно батальону или даже роте) в Гражданскую войну занятие нудное и неблагодарное. Да и инженерные средства для форсирования водных преград времён Великой Отечественной на порядок ближе к современным.

Итак, переправа одной (пехотной) дивизии по одному понтонному мосту длиной около 250 метров (имеется и сегодня такая ширина в низовьях Днепра) занимает 15 часов. Это время можно кратно сократить при использовании нескольких мостов или привлечением паромов и прочих десантно-высадочных средств. Для удержания и расширения плацдарма предполагалось использовать один корпус в составе двух дивизий, который немцы планировали перебросить на левый берег за 30 часов. Непосредственно форсирование Днепра осуществлялось силами двух пехотных полков.

По-факту с занятием плацдарма и укреплением на нём немцы управились за двое суток. Успех форсирования был предрешён предшествующей ликвидацией немцами бериславского (на правом берегу) tête de pont Красной Армии. Все попытки контратак Красной Армии с целью ликвидации плацдарма были предсказуемо (ещё Слащёвым) безуспешны. Через неделю, когда части советской 9-ой армии были окончательно обескровлены, а немцы сосредоточили на плацдарме необходимые для перехода в наступление два корпуса, они это наступление начали. Результат был аналогичен 1920-му году. Прорыв немцев по кратчайшему расстоянию к крымским перешейкам, спешный отход избегавших окружения частей Красной Армии. А, поскольку немцы не повторили ошибок командования Красной Армии 1920-го года, то этот отход на Крым стал невозможен (отступали на восток). Крым удержать не удалось, а оборону Севастополя пришлось организовывать силами спешно эвакуируемой из Одессы Приморской армии.

2023

Начну с возможной критики. Разумеется, все понимают, что опыт предшествующих войн следует переносить на современность с учётом изменившихся условий, а не тупо под копирку - это было бы просто глупо. Но не менее глупо этот опыт вовсе не учитывать, апеллируя к тем самым изменившимся условиям. Например, для всех уже стало очевидным, что идущие на Украине боевые действия во многом более похожи на Первую мировую войну, чем на Вторую. Хотя, казалось бы, опыт последней более «свежий» и современная армия ближе по своим возможностям к середине прошлого века, чем к его началу. Всё это вполне объяснимо, если учитывать изменение условий в полном объёме. Тогда становится очевидным, что эти изменения (которых очень много) могут или нивелировать друг друга или усиливать, в зависимости от конкретно рассматриваемого вопроса особенностей ведения боевых действий. Если кому-нибудь интересно, то некоторые из этих вопросов кратко рассматривал в своей прошлогодней статье, посвящённой именно этому.

https://alexandr-kruger.livejournal.com/16030.html

На самом деле отличий гораздо больше, но вернёмся к украинскому контрнаступлению. Сам ТВД (театр военных действий) низовьев Днепра ниже Каховской ГЭС не изменился. Всё так же правый высокий берег господствует над левым, облегчая сосредоточение войск и форсирование реки. Остались те же плавни, которые в равной мере затрудняют не только наступление (как показывает опыт - некритично), но и оборону. Всё те же 70 км от Каховки до Перекопа (и вожделенного для Украины Крыма).

Всё это делает потенциальную угрозу украинского наступления по сценарию 1920 (1941) вполне реальной и обоснованной. К актуальным плюсам для ВСУ следует добавить отсутствие у РА контрплацдармов на правом берегу. Если кто-то читает мой блог постоянно, то должны помнить, в какой ужас я пришёл после полной эвакуации правого берега, даже поверить в это сразу не смог. Ссылки не даю, там больше экзистенциальные эмоции, а общий смысл и их обоснованность я достаточно подробно уже описал здесь.

Авиационное превосходство РА, как показала практика боевых действий, во многом обесценивается общим для настоящего времени превосходством ПВО вообще над авиацией (вот только не надо про Ирак и прочие «бури в пустыне», там нормального ПВО никогда и близко не было, а у Украины есть, и вполне этому объективному превосходству соответствующее). Сейчас у ВСУ с ПВО начались некоторые проблемы, и авиация РА стала действовать более эффективно, но для обеспечения операции по форсированию Днепра имеющихся средств пока достаточно при условии их целевого сосредоточения на узком ТВД.

Украине в наследство от СССР достались понтонно-мостовые парки (ПМП), вполне способные обеспечить быструю переброску войск через Днепр и наращивание на плацдарме необходимых для наступления на Крым сил. В настоящее время в составе инженерных войск Украины развёрнут всего один понтонно-мостовой полк, но на складах наверняка имеются законсервированные ПМП. А даже если и нет или они непригодны для использования (достоверной информации по этому вопросу не нашёл), то недостаток легко обеспечить поставками из Восточной Европы, где этого добра навалом. А отсутствие в прессе упоминания о таких поставках должно не успокаивать, а наоборот - настораживать. Это «Леопарды» прорекламировали уже лучше «Тампакса» для поднятия боевого духа, а в случае с ПМП ситуация прямо противоположная - здесь скрытность и соблюдение военной тайны напрямую связаны с шансами на успех наступления.

Сложность скрытного сосредоточения необходимых сил и средств в условиях современных возможностей технической разведки также имеет контраргумент. Это более низкая плотность войск (ближе к Гражданской войне, чем ко Второй мировой, потому и пример 1920-го года далеко не бессмысленен и не устарел) и, соответственно, меньшее их количество и более высокая скорость их перегруппировки в достаточном для наступления числе, что усложняет позиции обороняющейся стороны, уменьшая необходимое время для принятия решения и переброски резервов к угрожаемому участку. Если немцы в 1941 году отводили на захват и расширение плацдарма две дивизии, то сегодня вполне хватит и одной (расчётной). Соответственно, уменьшается и время сосредоточения.

Всего для проведения операции по выходу к Крыму ВСУ необходимо, как минимум, 5 (расчётных) дивизий, в том числе 2 танковых. Ввод войск в операцию в три эшелона (этапа). Первый - форсирование и занятие плацдарма (1 дивизия, 12-24 часа). Второй - удар на Перекоп и создание внешнего фронта (3 дивизии, порядка суток на само наступление, плюс время на сосредоточение на плацдарме, но не более 2-х суток, скорее меньше, но это зависит от количества ПМП). Третий - создание внутреннего фронта и блокирование частей РА, отсечённых на Левобережье (1 дивизия, до суток-полутора с частичным перекрытием по времени со вторым этапом). В таком количестве войска у Украины имеются, так что, и в этом смысле ничего невозможного нет.

Подробности расчёта, как и линии внешнего и внутреннего фронтов и места, наиболее благоприятные для форсирования Днепра, не привожу по ряду причин. Во-первых, я не собираюсь выполнять работу украинского Генштаба и подсказывать ему какие-то удачные решения (общая идея достаточно очевидна и должна быть понятна и последнему кретину с военным образованием, а я украинских генералов таковыми не считаю, так что Америку я им не открыл). Ну, и во-вторых, следующее из во-первых, подробный план наступления напрямую подпадает под новый закон РФ, ограничивающий подобные публикации и предусматривающий за них ответственность (и правильно).

Теперь о контраргументах РА. Они, несмотря на отсутствие контрплацдармов, имеются.

Во-первых, это до 15-20 (расчётных) дивизий, находящихся в резерве непосредственно в зоне СВО и в настоящий момент в боевых действиях не участвующие. Вопрос только в районе их сосредоточения. Надеюсь, что это военная тайна не только от граждан РФ, но и от ВСУ. И ещё надеюсь, что наши генералы не глупее украинских и занятия по военной истории (и прочие) не прогуливали, и поэтому наиболее очевидное направление украинского наступления в расчёт принимают. Тут всё дело во времени. Даже достаточное количество резервов может стать бесполезным, если не успеть их вовремя перебросить, развернуть и ввести в бой. Вспомнился тут, кстати, белый генерал Улагай, который отправлял эшелоны с подкреплениями на станции, уже занятые 1-ой Конной во время её броска через Донбасс к Азовскому морю в 1919. Тёпленькими. Прямиком в красный плен. Ладно, хватит об идиотах, ещё раз понадеюсь, что в РА их нет.

Во-вторых, Каховское водохранилище. Его не было ни в 1920, ни в 1941. Ой, не зря Украина сейчас проводит хитрые манипуляции с его уровнем, увеличив сброс с Днепрогэса. Уровень воды в Днепре очень имеет значение для его форсирования. Не иначе, как провоцируют сброс в Новой Каховке до начала своего наступления, чтобы лишить РА этого козыря. С этим сбросом ситуация для наступающих и обороняющихся неоднозначна. Затопление части Левобережья создаёт трудности для обеих сторон, одновременно делая сложнее и организацию обороны, но и ограничивая цели, доступные наступающим. У немцев в 1941 это прокатило. Тогда уже был Днепрогэс, плотину которого взорвали в обстановке паники гораздо раньше, чем это было необходимо. В итоге разлив Днепра осложнил не немецкое наступление, а отход ещё остававшихся на Правобережье советских войск. Надеюсь, что виновных (взорвали НКВД-шники) тогда расстреляли. Точно подробности этого дела не помню, но непринципиально. Кстати, пишу всё в основном по памяти, поэтому ссылками и точными датами себя не утруждаю. Кому интересно, легко найдёт подробности по контексту, да это и не диссертация, а статья.

В итоге, рассматривая все потенциальные возможности так давно и упорно рекламируемого украинского наступления, пришёл к выводу, что самым оптимальным вариантом во всех смыслах для ВСУ было бы форсирование Днепра в его нижнем течении с развитием в сторону Крыма. Любые другие варианты либо абсолютно авантюристичны, либо не имеют достаточных предпосылок для успеха ввиду отсутствия необходимых сил и средств или других благоприятных условий. Остаётся надеяться, что либо этого не понимает Генштаб ВСУ (что вряд ли), либо понимает Генштаб РА (что вполне возможно).

Вопроса «когда» здесь не касался. Он не менее объёмен и менее очевиден. Где-то в комментариях у друзей уже писал, что в апреле точно нет, а если не в мае, то уже никогда. Пока придерживаюсь того же мнения, которое в отношении апреля подтвердилось. Но здесь так же категоричен как с возможным направлением не буду. Для полной убеждённости данных маловато, да и обстановка ещё может измениться (к примеру, те же манипуляции с уровнем Днепра). А вот с местом уверен на 100%. В любом другом направлении кроме Днепр-Перекоп шансов на успех у ВСУ нет никаких.

спецоперация, Крым, интересно, Великая Отечественная, украина, украинское контрнаступление, аналитика, Гражданская война, информация, военная история, злободневное, Вторая мировая война, история, война, армия, наступление ВСУ, СВО, Россия

Previous post Next post
Up