Узелковое письмо славян

Apr 10, 2022 20:09


В старые времена имели славяне оригинальную систему письма: «узелковую письменность». Передавались знаки этой письменности различно: с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки-книги, также, возможно, эти узлы условно изображались на керамике, металле или бересте.
Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим - «связать мысль», «связывать слово со словом», «говорить путано», а также - «клубок песен», «нить повествования», «узел проблем», «хитросплетение сюжета», «завязка» и «развязка» - о начале и конце художественного произведения, «неувязка» - о бессмыслице в тексте и пр. Существует и пословица, напоминающая нам о бытовании в древности узелковой письменности: «Что знала, то сказала, на нитку нанизала».





В русских сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путь, получает клубок от Бабы Яги. В сказках, как известно, сохранились отголоски дохристианской эпохи. И может быть это не простой клубок, а своеобразный древний путеводитель? Разматывая его, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного ему места.
Значит, древние славяне могли иметь клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных ведических гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не отсюда ли выражение: «наврать три короба», которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках в таких коробах, воспринимались как языческая
ересь). При чтении нити с узелками, скорее всего, «наматывались на усы» - очень может быть, на приспособления для чтения.
Узелковая письменность - один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Узелковое письмо «цзе шен» было известно в Древнем Китае.
Популярным было это письмо и у карел и финнов, где до сих пор находят клубки с письменами. О священном узелковом письме есть упоминание и в карело-финском эпосе «Калевала».

Наносил мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны...
Я в один клубок смотал их,
И в одну связал я связку...
И в амбаре под стропила
В медном ларчике их спрятал.

В фольклорной записи Элиаса Леннрота, собирателя «Калевалы», есть ещё более интересные строки, записанные им от знаменитого рунопевца Архипа Иванова-Пертунена(1769-1841). Рунопевцы пели их в качестве зачина перед исполнением рун:

Вот развязываю узел,
Вот клубочек распускаю,
Запою я песнь из лучших,
Из прекраснейших исполню...

Следует внимательнее прислушаться к словам рунопевца не забывать о веках совместного проживания славян и финнов, об общих чертах в культуре наших народов.
В древности узелковая письменность была известна повсеместно. Это подтверждают и археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений дохристианского времени, видны несимметричные изображения узлов, служившие, на мой взгляд, не только для украшения (например, узлы на наручах). Сложность этих изображений, напоминающих иероглифическую письменность восточных народов, подтверждает, что они могли применяться и для передачи слов.
Остались ли какие-либо следы узелковой письменности?
Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно перерисованных с предметов дохристианской эпохи. Следы узелковой письменности можно найти и на стенах храмов, построенных в эпоху «двоеверия».
Узелковая иероглифическая письменность древних славян была очень сложна. В прошлом она была доступна лишь избранным: жрецам и высшей знати, была священным письмом.
Большая же часть людей пользовалась лишь родовыми знаками и отдельными магическими символами. Этим и объясняется забвение узелковой письменности по мере распространения христианства и угасания ведической религии. Вместе с волхвами погибали и знания, накопленные за тысячелетия, записанные - «завязанные" узелковым письмом.

Статья из журнала "Наука и религия" №4-5, 1992 г. (в сокращении)

* * *

ОТЗЫВ НА ЭТУ СТАТЬЮ АКАДЕМИКА Б.А. РЫБАКОВА в 1992 г.

Я думаю, что статья интересная, тема, затронутая в ней, новая и, я бы сказал, безграничная. Это только приступ к большой теме, которая может стать предметом докторской диссертации. Что касается узелковой письменности, то эта письменность заклинательная, пиктографическая (рисуночная). С давних пор и вплоть до средневековья на гравировке, на серебре, на различных предметах изображались узлы - самые разные. Эти узлы как следует не классифицированы, но, разумеется, они имеют смысл. Изучение узелков, которые являются прототипом какого-то пиктографического письма, - очень важная область исследований. Лучше начать исследования с анализа того, что вошло в орнамент, особенно в орнамент серебряных украшений, служивших обязательной принадлежностью языческого праздничного наряда. На этих украшениях не было ничего христианского, на серебряных браслетах изображались русалии, языческие празднества. Именно на этой части древнерусских украшений видно большое количество узлов, которые служили для каких-то магических заклинательных целей. Вопрос о зарождении письменности сложный. Прообразы письменности могли существовать во время расцвета первобытности (например, в сколотско-праславянские времена), когда уже выделялся слой жречества. Жрецы придумывали, совершенствовали узлы-символы, создавали замысловатые сочетания форм, композиции. Но потом эти символы становились народными. Так что это было народное письмо, которое передавало заклинания, просьбы, обращённые к силам природы. Тут интересная область исследования - нетронутый ещё кусок древней культуры во всём её многообразии.

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси

Previous post Next post
Up