Прошли мои первые 3 недели в Амстердаме, накопились кое-какие мысли. Разумеется, этого времени недостаточно, чтобы сделать полноценный обзор города, охватывающий разные стороны его жизни, поэтому остановимся на том, насколько первые впечатления совпали или разошлись с ожиданиями.
Что оказалось так, как я и представлял?
- Здесь очень красиво. Даже на окраинах.
- Инфраструктура действительно очень развита: высокое качество исполнения и продуманность деталей. Даже обычный перекрёсток - не просто асфальтовое поле, как во многих других странах, а сложное сооружение, разграничивающее 3 потока: автомобильный, пешеходный и велосипедный. У каждого из них имеется своя, максимально изолированная часть дороги, 3 типа светофоров, островки безопасности и т.д.
- Да, для велосипедов отдельные дорожки и светофоры почти на всех улицах, кроме самого центра. В отличие от большинства остального мира, здесь это не показуха, а полноценный тип транспорта, к которому относятся серьёзно.
- Люди спокойные и вежливые. Ни разу не наблюдал никакой злобы, агрессии и раздражения. Впрочем, это норма для Европы. Только велосипедисты сердито трезвонят, когда туристы гуляют по их дорожкам. :)
- Раз речь зашла о людях, то для тех, у кого стереотипы в голове засели, отмечу: местные жители ведут себя совершенно нормально, одеваются обычно, не ходят вечно укуренные, гей-парады каждый день не проводят. Я бы сказал, что адекватности здесь в разы больше, чем в пост-советских странах, несмотря на репутацию, которой обладает Амстердам. Если кто и ведёт себя порой необычно, то это некоторые туристы.
- Здесь дорого. Столица всё-таки. Неожиданностью это не стало, т.к. цены я предварительно изучил. Но всё равно первое время это доставляло неприятные ощущения.
- По-английски говорят все и довольно хорошо. Это когда любой кассир в супермаркете говорит лучше тебя, чтобы вы представляли. Со знанием английского в Нидерландах можно общаться не хуже, чем в любой англоязычной стране. Голландский не требуется так сильно, как немецкий в Германии, например, но всё же хорошо бы его знать. Многие сайты не имеют англоязычных версий, на упаковках продуктов всё по-голландски. И хотя есть Google translate, а в магазине и так довольно очевидно, что есть что, подобные моменты немного расстраивают. Ну и немаловажно, что между собой голландцы общаются на своём языке, хотя охотно и без проблем переходят на английский, если в компании есть иностранец.
- В Амстердаме интернациональная атмосфера, и это касается не только туристов, но и местных жителей. Многие приезжают учиться и работать из других стран Европы. Очень много на улицах испанцев и англичан, а вот русских совсем немного (для меня скорее плюс, что сюда не заглядывают всякие любители олл-инклюзив).
А какие ожидания всё же не оправдались, что оказалось лучше или хуже?
- До приезда я много читал о погоде от местных жителей. Они постоянно жалуются, как тут холодно и дождливо. Возможно, для кого-то из Испании и Австралии здесь действительно кошмар, но для россиянина +10 в феврале с солнышком и зелёной травкой (не той, что вы подумали) - это почти тропический рай. Такая зима меня более чем устраивает. Никакой слякоти, можно с удовольствием гулять, а не бегать из одного отапливаемого помещения в другое. Количество солнечного света превзошло ожидания. Другое дело, что если сейчас тепло и ясно, то через 2 часа может пойти дождь. Погода переменчива, но это также означает, что даже в мрачный и дождливый день иногда выглядывает солнце. Посмотрим, что будет летом.
- Самое большое разочарование: они не принимают карты к оплате! Точнее, принимают, но только местных банков. А там в основном Maestro и ещё что-то своё, кажется. Visa и MasterCard - ни хрена. С трудом укладывается в голове, как такое возможно в 21 веке и весьма развитой стране. Исключений много, конечно, но если даже в 3 местах из 10 не удаётся воспользоваться картой, то смысла от неё совсем немного. После нескольких неудачных попыток я снял деньги в банкомате, благо они точно работают с MC.
- Сложилось такое впечатление, что многие сферы бизнеса монополизированы или захвачены несколькими основными игроками. Примерно как рынок мобильной связи в России: выбор только из большой тройки. Зато банков, например, на родине более чем дофига. В НЛ только 3 или 4 основных банка, про остальных вообще ничего не слышно. Аналога нашего Тинькова я здесь не заметил. Самая большая сеть супермаркетов шаговой доступности в Амстердаме, Albert Heijn, является практически единственной и безальтернативной. Есть ещё Lidl, Marqt и другие, но масштабы их присутствия несопоставимы. Наверное, к этому рано или поздно приходят в любой отрасли.
- Если в России тяжело быть пешеходом, потому что автомобилисты считают себя вправе где угодно парковаться, никого не пропускать на переходах и т.д., то здесь аналогичные проблемы с велосипедистами. Конечно, проблем от них гораздо меньше, т.к. велосипед занимает гораздо меньше месте на дороге, и им сложно кого-то убить. Тем не менее, приходится внимательно следить за велотраффиком, т.к. не все из них ездят аккуратно и по правилам, и уступать дорогу мало кто из них готов: более вероятно, что тебе будут настойчиво сигналить, но не притормозят, чтобы пропустить. В Амстердаме я не ощущаю опасности от машин, зато немного побаиваюсь велосипедов. Такова местная жизнь, нужно покупать байк и вливаться. :) Но всё же не помешает заслать сюда Каца с Варламовым, чтобы правильно расставили приоритеты.
- Хотя город небольшой, туристов в некоторых местах чересчур много. Я, в принципе, этого и хотел: какой-то движухи, чтобы был народ со всего мира, но когда ты вынужден печально плестись за толпой, которую просто невозможно обойти, это уже перебор. Кое-где напоминает Венецию в этом отношении. С другой стороны, даже внутри кольца каналов, если сойти с основных торговых улиц, есть красивые места, почти нетронутые туристом. Поражает порой, насколько шаблонно ведут себя люди.
- Трамваи комфортные, но не имеют выделенных полос, а потому ходят довольно медленно. Метро пользовался один раз, вроде всё ок, но сеть удобна только для жителей некоторых удалённых районов. Правда, сейчас копают одну линию в центр. Поезда-электрички быстрые, из аэропорта добирался 7 минут или около того. Но почему-то снаружи все грязные. Учитывая, что всё вокруг, включая остановки, довольно чистое, это вызывает некий диссонанс. В целом можно сказать, что транспорт в Амстердаме хороший, удобный и дешёвый по сравнению с Лондоном, скажем, но если у тебя есть байк и ты живёшь в черте города, то общественный трансорт тебе не очень-то и нужен. Пожалуй, эта тема заслуживает отдельного поста.
- Местами (только местами) валяется мусор. В этом плане Амстердам не конкурент Сингапуру, и даже Лондон показался мне чище. Правда, это всё отдельные пятна на общей картине чистоты и аккуратности, так что даже не вызывает серьёзного негодования. А что касается обычной земляной грязи, то здесь её просто нет даже во время дождя, т.к. ей просто неоткуда взяться. При этом даже зимой видно, что в городе полно зелени и деревьев.
Конечно, сложно описать все аспекты в одном посте, поэтому каждый из них будет отдельно рассматриваться в дальнейших постах. Пока что могу сказать, что Амстердам мне определённо нравится. Это город оптимального размера (сравнимый с Воронежем), где есть что посмотреть, есть движение людей, все время что-то происходит, но в котором при этом приятно жить. Никаких часов-пик, пробок и толп в транспорте здесь просто не существует. Амстердам не создаёт впечатления мегаполиса, как и не создаёт впечатления деревни. Он где-то посередине, при этом ты ощущаешь себя не в заднице мира, а в самой передней его части. Так что в общем и целом он соответствует моих запросам и ожиданиям.