Частенько при написании предыдущих постов об астрономии и космонавтике, я вставлял картины различных авторов. И вот решил создать отдельный цикл постов, посвященный авторам, рисующим или рисовавшим в этом жанре. Предлагаю и вам, дорогие друзья, окунуться в невероятные миры, частью фантастические, частью реальные. Но само их представление сперва в мозгу художника, а потом и на полотнах, говорит о том, что не все еще потеряно, что есть еще Люди, которые верят в светлое будущее, в познаваемость и досягаемость мира да и верят в самого Человека.
И начну с описания жизни и творчества Георгия Ивановича Курнина.
1. Картина "Планета системы трех солнц. Внеземная флора" Источник
https://feeenrijk.livejournal.com/102999.html 2. Фото Г.И. Курнина. Источник
https://fantlab.ru/art4087 Георгий Иванович Курнин родился 26 ноября 1915 года в городе Ташкент. В рабочей, но очень образованной семье. Его отец, высококвалифицированный маляр, увлекался живописью не только теоретически, но и практически - он рисовал много этюдов. И Георгий Иванович перенял у него эту страсть, научившись рисовать раньше, чем читать.
Вот как он сам описывает этот период (источник
http://www.fandom.ru/about_fan/bugrov_18.htm):
- В юности, - рассказывает Георгий Иванович, - я страстно хотел стать путешественником и всерьез готовился к этому. Занимался спортом. Много читал книг по географии, археологии, палеонтологии, ботанике и зоологии. Много рисовал и писал красками, так как и это было нужно для путешественника... Школьный учитель рисования настоял, чтобы я после седьмого класса поступил в художественную школу. Так я и сделал, ведь это не противоречило моим замыслам...
Так или иначе, но выбор был сделан; за художественной школой последовал университет, несостоявшийся путешественник стал поначалу искусствоведом, а затем и художником.
Впрочем, почему - несостоявшийся? А его экскурсы в иные миры?
- В нашей библиотеке, - вспоминает художник, - было очень много сказок, их любила вся наша семья. По вечерам к нам приходили соседи, и старшая сестра, мечтавшая стать актрисой, читала вслух. И, верно, умела хорошо читать, потому что слушатели весьма активно переживали все эти сказочные истории. А для меня они были как бы второй реальностью: я нисколько не сомневался, что все, о чем рассказывалось, происходило на самом деле... Потому в юности, встретившись с книгами гениального Жюля Верна, я сразу увлекся фантастической литературой и с упоением читал все, что мог достать... Живопись, фантастика, музыка стали главными увлечениями в моей жизни. Вполне логично и естественно, что свое творчество я посвятил Космосу. Я стоял перед этой темой, как стоит путешественник перед Терра Инкогнита - Страной Неизведанной. Меня неодолимо влекло как можно скорее начать путешествие в эту таинственную страну, но в то же время я хорошо понимал: нужна большая подготовка, чтобы сделать даже первый шаг...
- В основном нужно было решить две задачи, - рассказывает далее Георгий Иванович. - Во-первых, основательно проштудировать точные науки. Особенно астрономию и все, что с ней связано. Во-вторых, нужно было научиться картину, рожденную воображением, видеть ясно, как реальную. Решение первой задачи требовало только времени. Но как решить вторую?.. Я начал тренировку воображение путем писания картин на земную тему - по памяти, впечатлению и настроению, без помощи этюдов и эскизов. Только через пять лет такой подготовки я решился написать первую картину о другой планете...
Столь тщательно продуманная подготовка принесла - и продолжает приносить - свои плоды: сейчас в активе художника, помимо двадцати пяти сугубо земных картин, - тридцать космических полотен.
Тридцать окон в иные миры. Знакомство читателей журнала с четырьмя из них, нигде до сих пор не публиковавшимися, хочется закончить строками из "Звездных сонетов" Леонида Вышеславского:
Мы со своей мечтою дерзновенной
отныне - корабельщики Вселенной.
Вселенная - открытый океан!
Затем случилось несчастье - Курнин получил тяжелую травму позвоночника, надолго потеряв подвижность... По совету врачей он переезжает в Сочи и начиная с 1949 года он практически полностью переключается на космическую тематику в живописи.
Вот как описывает его творчество искусствовед, кандидат наук Александр Лабзин (источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm)
В творческом багаже Курнина немало интересных оригинальных полотен. Начинал он как художник-жанрист. Потом посвятил себя пейзажу Средней Азии. Природа этого удивительного и огромного края покорила его. Покорила прежде всего своими контрастами. Его поражало буйство красок оазисов и величавое однообразие пустынь. Его одинаково захватывали и бурные ритмы жизни плодородных долин, и горделивое молчание гор. Этими контрастами отмечены пейзажи Курнина, над которыми он работал в Средней Азии. Контрасты он искал и позже, когда переехал на Черноморское побережье Кавказа. Созданные здесь произведения можно назвать поиском необычного в обычном. Вот море, залитое июльским солнцем. Пустынный берег с раскаленной галькой. Над берегом колышется легкое марево - еле уловимые, хрустально-прозрачные извивающиеся струи воздуха. Художник пытается сделать их более зримыми, осязаемыми, материальными. В этих серебристых струях, тянущихся от раскаленной земли, мы видим как бы сгущенное марево, его конденсат. Перед нами гипербола природного явления. В результате - ощущение не просто реальности, а сверхреалности, особой осязаемости происходящего.
Найти необычное в обычном - такую задачу ставил перед собой Курнин, работая над некоторыми земными пейзажами. Теперь, когда он обратился к фантазиям на космические темы, его творческую сверхзадачу можно сформулировать так": увидеть знакомое в необычном. Думается, что эти две задачи тесно связаны, одна является продолжением другой. Заглянуть в мир, который существует где-то в неоглядной дали, в мир, который нередко только предполагается, - решению этой творческой проблемы подчинен живописный язык Курнина.
3. Картина "Закат на Венере". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm Эта картина появилась до того, как к Венере отправились автоматические межпланетные станции (как это было - можете почитать тут
Открытие Венеры. Часть 1 - Конец легенды.). Вот что пишет про нее Александр Лабзин (источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm):
Что было тогда известно о Венере художнику? Курнин рассуждал приблизительно так: при наличии мощного плотного слоя атмосферы солнце будет высвечивать в облаках лишь то место, над которым оно находится. Большие температуры на поверхности планеты, доходящие до 500° С, означают, что легкоплавкие металлы окажутся в жидком состоянии, а каменные массы - раскаленными и спекшимися. Очевидно должны быть вулканы.
Колорит картины выдержан в необычных красноватых тонах. На переднем плане озеро расплавленного металла, окруженное раскаленными скалами, края которых тоже оплавлены. Дальше - скалы, за которыми видно уходящее вглубь ущелье. А надо всем этим низкие плотные облака, сквозь которые просвечивает огромное заходящее солнце.
Когда спустя многие годы с художником встретились астрономы, исследовавшие данные космических зондов, запущенных к Венере, они подтвердили, что мир этой планеты должен выглядеть именно так.
4. Картина "Пейзаж Луны, освещенный Землей" Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 5. Картина "Взрыв сверхновой звезды". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm Вот что писал про эту картину летчик космонавт, дважды Герой Советского Союза В.И.Севастьянов (источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm)
Пожалуй, никто в прошлом так точно и с такой тщательностью не регистрировал необыкновенные небесные явления, как древние астрономы Востока, По единодушному утверждению хроник, в 1054 году в созвездии Тельца засияла очень яркая, никем не виденная ранее звезда-гостья.
По блеску она превосходила Венеру и некоторое время была третьим, после Солнца и Луны, светилом. Позднее выяснилось, что звезда-гостья - теперь ее называют сверхновой - вспыхнула в центре знаменитой Крабовидной туманности.
Эту вспышку - редчайшее явление во Вселенной - я увидел на полотне художника Георгия Ивановича Курнина. Мгновенное свечение сделало хрустальными громады скал и фиордов, подступивших к морю ("Взрыв сверхновой звезды").
Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед или художник. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Желтого Солнца. Рубиново-Красного Солнца... Работы очень различны и по цвету и по композиции, но все они как бы слились в единую симфонию космоса.
Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется "Закат па планете Большого Красного Солнца". Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.
Я не без удивления узнал, что Георгий Иванович сначала "слышит" картину, ярко представляя цвет в музыке, и лишь потом пишет ее. Так Блок слышал еще не созданные стихотворения, так Скрябин "пробовал" цвета на слух.
Услышанный и представленный до мельчайших подробностей космический сюжет художник "выплескивает" на большой холст. Его фантастические симфонии ложатся на просторные, размером 2x3 метра, холсты.
И еще одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться. Георгий Иванович очень точно передает настроение этих волнующих первых минут. Когда я разглядывал полотна в мастерской художника, мне подумалось: написать такое под силу только увлеченному, знающему, интересному человеку. И действительно, Георгий Иванович, посвятивший более двадцати лет своей жизни космической фантастике, оказался именно таким человеком. Он необыкновенно требователен к себе.
6. Картина "Планета трех солнц. Первый контакт". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 7. Картина "Рождение планеты в системе двух солнц". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 8. Картина "Рождение планеты в системе двух солнц". Второй вариант. Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 9. Картина "Марс в районе полярной шапки". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 10. Картина "Планета Голубого Солнца". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 11. Картина "Планета Голубого солнца". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 12. Картина "Планета Большого Красного солнца". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 13. Картина "Планета Изумрудно - Зеленого солнца". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 14. Картина "Закат Зеленого солнца". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 15. Картина "Планета Зеленого солнца. Восход". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 16. Картина "Планета системы трех солнц". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 17. Картина "Планета с пятью лунами". Серия открыток "Планеты разноцветных солнц" Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/kurnin_00.htm 18. Картина "Планета фосфорических листьев". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/papanov_11.htm Официально, картины Георгия Ивановича впервые были представлены на страницах журнала «Техника - молодежи» и очень полюбились читателям. Выставки его картин прошли во многих городах - Москве, Горьком, Баку, Будапеште, Праге, Братиславе, Варшаве... Интервью с Георгием Ивановичем и его иллюстрации печатались в журналах «Смена», «Огонек» и конечно же «Техника - молодежи». Но несмотря на это художник жил очень скромно, практически отшельником, перебиваясь случайными заработками.
В конце 60 - х годов на страницах журнала «Техника - молодежи» проводился конкурс «Мир 2000-го года», в котором приняли участие свыше 1400 живописцев, представивших более 4000 работ ( взято отсюда
http://www.fandom.ru/about_fan/bugrov_18.htm . Оцените масштабы и степень популярности жанра). Победил Курнин.
19. Источник
https://fantlab.ru/edition146052 20. "Космический пейзаж". Источник
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php 21. "Венера". Источник
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php 22. "Сатурн". Источник
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php 23.
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php 24. "Юпитер".
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php После смерти художника в 1988 году его полотна поступили на хранение в Сочинский художественный Музей (вот его адрес
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php ).
25. Источник
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php 26. Источник
http://sochiartmuseum.com/authors/kurnin100.php 27. Картина "Планета Голубого солнца". Источник
https://ok.ru/sssrstranakosmicheskoimechti/album/52888721227984 28. "Далекое солнце". Источник
https://ok.ru/sssrstranakosmicheskoimechti/album/52888721227984 29. "Затмение". Источник
https://ok.ru/sssrstranakosmicheskoimechti/album/52888721227984 30. "На Венере". Источник
https://ok.ru/sssrstranakosmicheskoimechti/album/52888721227984 31. "Закат". Источник
https://fantlab.ru/edition5296 Всего Георгий Курнин написал около 30-ти космических полотен. Я не нашел всех их в сети. Может читатели помогут?
Спасибо за внимание!