Послесловие Хуциева

Mar 23, 2017 19:46

Был в Советском Союзе хороший кинорежиссёр, Марлен Хуциев. Происходил он, как почти все шестидесятники, из элитной семьи партийных номеклатурщиков, репрессированных во второй половине 30-х годов, в позднесталинское время учился во ВГИКе у самого Савченко (как Алов и Наумов), в период «оттепели» сделал эталонный оттепельный фильм «Весна на Заречной ( Read more... )

герменевтика советского образа жизни, история, кинематограф

Leave a comment

Comments 146

lilibay March 23 2017, 19:55:24 UTC
Действительно, какой то фильм для своих о чём то своём.
Год интересный 1983, "золотая осень" брежневского застоя, когда уже все карьеры традиционные сделаны (Овчиниковы, Бовины, "Международная Панорама", дети в МИМО, "Берёзки", лето в Пицунде), но что то уже подломилось, да и Брежнева нет, впереди большие перемены в которой ни герою Плятта ничего не светит кроме нищенской пенсии в южной республике, ни герою Мягкова которого скоро отодвинут "цеховики", "расписные" и коллеги из "убойных отделов" которых он снобистски презирает из своего уютного, экспертного кабинета.

P.S. Интересный прогон в начале фильма по Москве, Хуциев кавказец и взгляд на Москву как на завоёванный город (такой большой, красивый и мой) очень ощущается.

Reply

alexander_pavl March 23 2017, 20:19:13 UTC
О, 1983 - это уже не брежневский застой. Это уже игра кагебешными мускулами. Андропов и его хитрые затеи с наркотрафиком и гибридными войнами по всему миру.

Reply

neyasny_asfodel May 13 2019, 07:04:50 UTC
<Интересный прогон в начале фильма по Москве, Хуциев кавказец и взгляд на Москву как на завоёванный город (такой большой, красивый и мой) очень ощущается.<

в телефильме "Ольга Сергеевна" (1975, реж.Александр Прошкин, сценарий Эдварда Радзинского) такие прогоны тоже есть; в качестве завоевателя, вероятно, подразумевается Олёна.

Reply


m_gluk March 23 2017, 20:01:58 UTC

Смотрел этот фильм еще в 90х. Такая интерпретация даже не пришла в голову, хотя некоторые моменты и намекали. Тогда герой Плятта запомнился витальностью и широтой интересов, а герой Мягкова казался на его фоне бледной тенью. Старик наслаждался каждым моментом жизни и вызывал симпатию. Надо бы гдянуть фильм еще раз под Вашим углом зрения.  А вообще, у Хуциева для меня на первом месте "Июльский дождь". Даже не могу понять - он сам понял что снял? Был однажды не встрече с ним.  Он говорил какие-то банальности без единой яркой мысли. А я все ждал, что он хитро улыбнется, как бы намекая - я знаю и понимаю больше, чем вам всем кажется. Так и не дождался.

Reply

alexander_pavl March 23 2017, 20:17:33 UTC
"Июльский дождь" фильм уровня "Война окончена" и "Профессия - репортёр", не ниже. Хуциев всё понимал и всё сказал предельно ясно и жестоко. Но после "Июльского дождя" Хуциев превратился в типичного советского функционера. Предполагаю, что такая метаморфоза имела основание "Ах, вам мои умные фильмы не нравятся? Ну, а вы сами мне тоже не нравитесь!"

Reply

ext_655300 March 25 2017, 08:53:38 UTC
Июльский дождь сейчас понятен (пока!) когда всё уже понятно с тем поколением никчемушек ни на что не годных и всё про******х; а тогда была точка бифуркации и имели место томные надежды что всё само по себе устроиццо. Но тогда целевая аудитория фильма была воистину ничтожна а остальным понимать этот фильм было просто нечем. А сейчас это интересно немногочисленным эстетам.

Reply

stan4420 March 20 2019, 22:10:47 UTC
идея афтора о принадлежности героев к КГБ высосана из пальца

Reply


igparis March 23 2017, 20:37:26 UTC
Про "зевающего зрителя" читая, я вспоминаю показ "Июльского дождя" году в 1980-м - как бы повторный, юбилейный - в к-т "ИЛЛЮЗИОН". Сам Хуциев перед фильмом сказал несколько слов, - я помню только его радостное удивление почти ПОЛНОМУ залу зрителей (причём на утреннем сеансе). Я и сам полагал, что к 1980-м годам фильм был забыт. Но нет.
Про "Послесловие", которого я не видел и которым пока не заинтересовался, скажу: это прежде всего - заведомо ущербный "плод трудофф" - и таковой он есть, может быть, не по вине автора. Цензура была в расцвете и уродовала до неузнаваемости (иногда просто до небытия) всё, что могла. На новые сов. фильмы было просто бесполезно ходить.

Reply

alexander_pavl March 23 2017, 20:57:24 UTC
Ну, во-первых, не родился ещё такой цензор, который решился бы уродовать фильм Секретаря Союза Кинематографистов СССР (вы вообще-то понимаете, что значит такая должность?).
Во-вторых, "плод трудофф" Хуциева - следующий его фильм, "Бесконечность". Вот там действительно старческое блеяние, а в "Послесловии" жёсткость и ясность - при полной закрытости смысла фильма.
"На новые сов. фильмы было просто бесполезно ходить" - А вот не скажите. 1983 год - это "Торпедоносцы", "Пацаны", "Васса", "Военно-полевой роман", "Чучело", "Оборотень Том", "Арабелла дочь пирата". Первосортные фильмы.

Reply

вообще-то я - понимаю; а вы? igparis March 23 2017, 21:23:22 UTC
Сою́з кинематографи́стов СССР - общественная организация (творческий союз), объединявшая деятелей советского кинематографа.
Госкино - государственный орган сначала СССР, затем Российской Федерации. В СССР управлял производством фильмов, а также занимался цензурой.
(вот он-то и родился, чтобы уродовать "общественных организаторов")
Перечисленные фильмы мне в основном известны. У нас с вами разные вкусы.

Reply

alexander_pavl March 23 2017, 21:28:42 UTC
Троллить идите в другое место.

Reply


uskoekov_v March 23 2017, 21:24:36 UTC
"И ты, Плятт?!"
Был разочарован когда-то, что режиссёр "Июльского дождя" снял такой вроде как "программный" фильм (но с прекрасными актёрами, да). Но теперь надо переварить их превращение в шпиёнов)

Reply

alexander_pavl March 23 2017, 21:31:02 UTC
А тут выбор небольшой. Или герои шпионы или идиоты. Я предпочитаю шпионов, потому что считать их кретинами как-то скучно.

Reply

sveshinieks March 24 2017, 06:26:52 UTC
А мне кажется, что как раз шпионы и являются настоящими идиотами. Живые чувства, показанные в фильме, отражают настоящую человеческую глубину. Ваше исследование интересно, но не является каким-то "углублением" в смысл фильма. Какие бы прототипы не стояли за главными героями, фильм не о них и их работе, которая "порою не видна". Самим чекистам хочется думать, что они действительно работают на Контору Глубинного Бурения. Лгать и подсматривать не означает углубиться в человеческую природу. Довести человека до скотского состояния не означает найти его настоящую сущность.

Reply

alexander_pavl March 24 2017, 07:31:45 UTC
Это у кого же там, в фильме, живые чувства? У "чудесного старикана", распевающего "Москва, Москва, люблю тебя" и не знающего о существовании театра "Современник"? Да, кстати, не проявляющего ни малейшего интереса к жизни собственной дочери... О жене, которая живёт тут же, в Москве, и говорить нечего.
"Лгать и подсматривать не означает углубиться в человеческую природу." - Само собой. Но есть разница между "лгать и подсматривать" просто потому что характер такой и "лгать и подсматривать" по профессиональной привычке, которая выжгла внутри всё человеческое. В первом случае - банальность, во втором - драма.

Reply


satampra March 23 2017, 21:49:45 UTC
Кем же все-таки работает герой Мягкова?

Reply

alexander_pavl March 23 2017, 22:14:25 UTC
Кем-то вроде Колосова, Боровика, но, конечно, рангом помельче. Каждый советский журналист, работавший в загранке, был сотрудником КГБ. Одни были в большей степени офицерами и в меньшей степени журналистами, другие были больше журналистами, чем офицерами. Но тут, в фильме, намёк: этот "журналист-международник" даже иностранные языки не знает. Следовательно, он за границу не репортажи писать ездит.

Reply

semonsemenich March 24 2017, 04:06:32 UTC
А кто и что может делать заграницей без знания языков? Шпион тоже как-то... не того...

Reply

annum_per_annum March 24 2017, 04:18:21 UTC
В точку. Сотрудники КГБ, которые ездили в заганку, в языках были весьма сведущи. Это если он только из какого-нибудь отдела был, который занимался техобслуживанием или охраной посольств, резиденций и т.д. Да и то.

Reply


Leave a comment

Up