Ричард Бокэм о Божественной и человеческой общине в Евангелии от Иоанна.

Jul 18, 2017 15:53

image Click to view



Слово «один» или «единый» в Писании употребляется много раз. Ричард Бокэм раскрывает суть концепта «одного» в Евангелии от Иоанна. Оказывается, это не просто цифра, обозначающая единичность чего-либо, все нас самом деле гораздо глубже и интересней!

В Евангелии мы встречаем два концепта «одного».
1) Уникальность, единственность. Только один.
2) Также слово «один» может означать единство. «Один» как оппозиция множеству.

Концепт «одного» тесно связан с иудейской молитвой Шема. Вот ее начало.
Слушай, Израиль: Господь - Бог наш, Господь один!

Это молитва восходит к Втор.
Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, - единственный Господь!
Люби Господа, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами.
Здесь мы видим первый концепт «одного».

«Один» во втором значении, на русский обычно это передается формой «единый/един», употребляется по отношению к народу.

Одного пастуха Я поставлю над ними, чтоб он пас их, - раба Моего Давида. Он будет пасти их, он будет для них пастухом!
Иезекиль 34-23

Созову вас всех - весь твой род, Иаков, соберу, соберу остаток Израиля. Стану их скликать, как овец Боцры, как на пастбище стадо, что блеет в Эдоме.
Михей 2-12

Сыны Иуды и сыны Израиля соберутся вместе и поставят себе единого вождя. И поднимутся они из земли, ибо велик день Изрееля.
Иосия 1-11

Соберитесь, придите, приблизьтесь все вместе, вы, остатки народов! Ничего не смыслят они, те, что носят идолов деревянных своих и молятся богу, который не спасет.
Ис. 45-20

Люди были разделены на Иудею и Израиль. Одной из надежд была, что Господь объединит народ и вернет из плена. Идея объединения рассеянного народа на Святой земле. И народ станет единым под царствованием одного царя и единого Бога.

6 «Человек! Возьми дощечку и напиши на ней „Иуда и сыны Израилевы, что в союзе с ним”. Потом возьми другую дощечку и напиши на ней: „Иосиф и весь народ Израилев, что в союзе с ним”(это дощечка племени Ефре'ма).
17 И приложи их друг к другу, чтобы получилась одна дощечка, чтобы стали они в твоей руке единым целым.
18 И когда сыновья твоего народа спросят тебя: „Объясни, что это зна-чит?”,
19 скажи им: „Так говорит Господь Бог: Я возьму дощечку Иосифа и племен Израилевых, которые в союзе с ним (ныне она в руке Ефрема), и приложу к ней дощечку Иуды, чтобы получилась единая дощечка. Одним целым они будут в Моей руке”.
20 Эти две дощечки, на которых ты сделал надписи, держи в руке у всех на виду
21 и скажи: „Так говорит Господь Бог: Я уведу сынов Израилевых из владений чужих народов, к которым они пришли, соберу их отовсюду и приведу назад в их страну.
22 Там, на горах Израилевых, Я сделаю их единым народом, и один царь будет царствовать над всеми ними. И не будут больше они двумя народами, не будут больше разделяться на два царства.
Иезекииль

Израиль уникален, но не един. Нет единства в Божьем народе. Что послужит единению Израиля? Единственный царь. И здесь мы видим два значения слова «один» соединяются. Единый народ должен быть объединен под властью одного царя.

Иосиф Флавий писал, что иудеи должны иметь только один храм, потому что единый Бог должен пребывать в одном храме, которому должен поклоняется единый народ. Это не очень логично, почему единому Богу не могут поклоняться в разных храмах? Но это необходимо для максимального единения народа. Божий народ объединяется верой в Единого Бога. Это главное условие единения народа. И наличие единственного храма должно было способствовать преодолению всякого рода сепаратизма.

Далее Бокэм говорит о любви, про которую он упомянул в начале лекции, говоря, что любовь к единому Богу выражается в исполнении Торы.
Филон Александрийский говорит, что не просто люди любят, потому что есть такая заповедь, а потому что вера в единого Бога вдохновляет любить их друг друга. Вот он подлинный плод веры в единого Бога - любовь к другому. И это говорит иудей, не христианин.

"Высочайший и величайший источник источник этого единодушия - вера в Единого Бога, через которую, как сквозь фонтан, они чувствуют любовь друг к другу, которая объединяет их в нерасторжимый союз".
Филон

Вот что мы читаем уже у христианина.
4 Одно тело и один Дух, как и одна надежда, к которой вы призваны Богом!
5 Один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Он над всем, через все и во всем.
Еф. 4-4.6

Иоанн 6 раз использует слово один по отношению к народу. Иисус молится, чтобы ученики были едины (это молитва об общине). У пророков такая же идея. Здесь Христос продолжает пророческую линию.

Ин.10 - это аллюзия на Иезекииля. Кульминация, когда Иисус называет себя пастухов.

И другие овцы есть у Меня - не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь.
Ин. 10-16

И тут мы видим, что есть две части, которые надо объединить. Теперь это не просто две части народа, но две части всего человечества.

И Я уже не в мире, а они в мире, и Я к Тебе иду. Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которое Ты дал Мне, чтобы они были едино, как Мы.
Ин. 17-11

Вы делаете дела отца вашего. Сказали Ему: мы не были рождены в блуде; один у нас Отец: Бог.
Ин. 8-41

То есть в ВЗ стояля задача объединить и сделать одним единым Израиль, а сейчас эта задача Христом расширяется до всего мира.
Единство Бога.

Когда говорится об едином Боге - это всегда аллюзия на Шема. Но в Ин. это единство Бога осмысляется крайне неожиданным образом!

Я и Отец - одно.
Ин.10-30

Когда Иисус говорит это, Он делает аллюзию на Шема. Отец и Сын едины в их общении друг с другом. Здесь Иисус делает революционное заявление. Это уникальная Божественность Бога Израиля состоит из общения Отца и Сына. Утверждение такого рода единства, как единства личного общения между двумя личностями, было беспрецедентным для иудаизма. Тем не менее - это яркая адаптация Шема.

Это адаптация Шема имеет свою параллель у Павла.

Но у нас Один Бог, Отец, из Которого всё, и мы для Него, и Один Господь Иисус Христос, чрез Которого всё, и мы чрез Него.
1 Кор. 8-6

Это христианская версия Шема.

Если же творю, то, хотя бы Мне не верили, делам верьте, да познаете и знаете, что во Мне Отец, и Я в Отце.
Ин. 10-38

Какая связь между единством Отца и Сына и единством народа? Единство народа отражает единство Отца и Сына.

20 И не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21 чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были, чтобы веровал мир, что Ты Меня послал.
22 И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершенны во едино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил.
24 Отче! То, что Ты даровал Мне, - хочу, чтобы, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты даровал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный, и мир Тебя не познал, но Я Тебя познал, и они познали, что Ты Меня послал.
26 И Я поведал им имя Твое и поведаю, чтобы любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них была, и Я в них.
Ин 17-23

От общения Отца и Сына проистекает любовь, которая объединяет в общении людей с Сыном и Отцом и друг с другом, затем эта любовь проистекает в мир. Мы начали с любви между Отцом и Сыном, которая вечно существует в Троице. Эта любовь побуждает Иисуса привносить любовь в мир, чтобы принести эту любовь в человеческую жизнь. Плодом этой любви является единство сначала Сына и Отца, потом Сына и учеников, и через Него учеников и Отца.

Все, о чем говорит Евангелие: Кто Иисус, что Он делает, как Он созидает Церковь, как Церковь осуществляет свою миссию, все это проистекает из любви из вечной любви между Отцом и Сыном в Троице. Эта любовь между Отцом и Сыном - источник миссии Сына. Цель миссии Иисуса, чтобы любовь Отца к Сыну была между ними (учениками) и в них. Верующие должны быть включены в любовь Отца и Сына. В этом суть понимания спасения в Ин.

Единство учеников - основание веры тех, кто во вне. Чтобы мир уверовал. Любящая община верующих свидетельствует о любви Христа и Бога всему миру.
34.Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга.
35 По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Ин13.

Что здесь нового? Ученики должны любить друг друга, как Он их возлюбил.

В Писании нигде не говорится, что мы в друг друге, как Сын в Отце, как мы в Сыне и пр. То есть, мы не можем в друг друге, без Отца и Сына, достигать такой близости

Когда Иисус говорит, чтобы мы любили друг друга, чтобы мир мог поверить, Он не просто имеет ввиду, что люди будут видеть, что вы исполняете мои заповеди. Мир распознает Божью любовь в действии и отраженную в христианской общине. И это самая важная вещь, которую Ин. говорит о миссии Церкви. Иногда говорят, что ученикам не заповедуется любить мир, а любить друг друга. В Ин. нет заповеди любить врагов или других людей вне круга верующих. Но о чем Ин. ясно говорит - это что Бог любит мир.( Ин. 3-16). В конце 17 главы мы видим, что эта Божья любовь к миру включает все движение Божьей любви, которое начинается с взаимной любви между Отцом и Сыном в вечности. Это влечет за собой миссию Сына и включает людей в эту Божественную любовь. Это создает любящую общину учеников Иисуса и таким образом достигает мира. Ученики пойманы в это движение Божьей любви. И их задача вовлечь в это общение любви весь остальной мир.

Здесь мы видим, что общинный способ устроения Церкви исходит из самой Св. Троицы. Первична, как говорит Бокэм, «Божественная община» (он здесь не говорит о роли Духа, но, по всей видимости, это выходит за рамки лекции, пневматология вообще мало разработана в Церкви), и эта Божественная община способствует созиданию человеческих общин, через включение людей в общину Божественную. Окончательное единение всех друг с другом и с Богом в одну общину, основанием которой является любовь Отца и Сына, и будет спасением. Об этом, по мнению Ричарда Бокэма повествует Ин.

братско-общинная жизнь, Иисус, библеистика, христианство, Писание

Previous post Next post
Up