Сталинизм головного мозга.

Jun 27, 2017 12:24



Сталинизм головного мозга.

Как-то школа английского языка, в которой я работаю, участвовала в форуме малого и среднего бизнеса, где были представлены различные предприятия нашего города. Я должен был с коллегой подходить к посетителям, обращаться по-английски, моя коллега должна была переводить, потом мы вручали флаер нашей школы, предлагали обучение и пр. И вот мы подходим к одному мужчине. Это большой, выше меня, наверное, на полторы головы, дядя, солидно одетый, похожий на какого-то начальника. Я обращаюсь к нему по-английски, коллега переводит. Этот большой дядя как-то сразу засмущался и заволновался. Он говорит, что ему английский не нужен. Потом происходит нечто интересное. Он, по всей видимости, не смог различить моего западно-сибирского акцента и принял меня за реального иностранца. Он поворачивается к моей коллеге и говорит: переведите ему, что нас 140 млн и мы победим!

Я сначала не понял. Зачем он это сказал? В чем смысл? Ты здоровый, возможно, успешный мужчина, перед тобой стоит какой-то невзрачный «иностранец», который даже по размерам меньше, чем ты, который к тебе подходит как клиенту, то есть изначально с более низкой позиции. В чем смысл такой реакции?

Потом до меня стало доходить - это же проявление страха и неуверенности, проявление какого-то серьезного внутреннего психологического комплекса, который сидит глубоко внутри нас русских. Сильный, уверенный в себе человек не будет бравировать перед другим и уже тем более запугивать его наличием большого количества других людей у него за спиной. Еще в детстве я помню мне встречались такие гнилые гопники, которые обычно угрожали связями с «крутыми пацанами». Так обычно поступали трусливые, очень неуверенные в себе люди.

Недавно посмотрел лекцию А.Зубова «Беловежский синдром». Он там говорит о чувстве внутренней неполноценности, слабости, обиды, которое настигло всех россиян после распада СССР. Примерно тоже самое происходило с Германией и Италией после Первой мировой войны. Италия хоть и была среди стран победительниц, но после войны и она оказалась в очень трудном эконмическом положении. В конце концов, именно на это комплексе неполноценности, обусловленным внешними политическими и экономическими причинами, и смогли сыграть Гитлер и Муссолини. Они смогли найти те слова, которых ждали люди, хотели услышать, и мы помним, что это все были слова о величии нации, народа и пр.

Я уже давно понял, что среди базовых человеческих потребностей, есть еще потребность в чувстве собственного достоинства. Оно крайне необходимо человеку. Но есть два способа это чувство достоинство в себе возгревать. Можно это делать через активную внутреннюю позицию, реально что-то преодолевая в себе, созидая что-то вокруг, а можно, просто отождествляя с себя с чем-то великим. Первый способ очень трудный и рискованный, трудный, прежде всего, потому что требует свободы, которой не бывает без ответственности. Второй же способ позволяет ничего не менять в себе, позволяет не предпринимать никаких усилий. Ты можешь лежать на диване в трико и майке-алкоголичке, живя на зарплату жены или пенсию бабушки, при этом ты же потомок великих русов, гражданин величайшей державы с ракетами, которые могут всю Америку в ядерную пыль превратить! А вот представьте, что такому персонажу скажут, что не все так радужно в истории России было, да и сейчас не все так просто и легко. Это же ужас! Вся эта мифология позволяла ему хоть как-то компенсировать весь этот кошмар убогой реальности, в которой он живет, а теперь, что у него остается? Полный «Левиафан»? И что с этим прикажите делать?

Самоутверждение, и самореализация через отождествление себя с чем-то великим почти всегда связана с насилием. Насилие - это же тоже проявление внутренней слабости. Гопник, который избивает очкарика со скрипкой, просто так его избивает, ни за что, просто потому, что тот «лох», на самом деле делает это тоже из чувства собственной неполноценности, которое этот очкарик своим существованием только усугубляет. И вот демонстрируя свое физическое превосходство над ним, он хоть как-то подымает свою собственную самооценку. Я убежден, что человек полноценный и самодостаточный менее всего подвержен к проявлению насилия.

Поэтому нам нужна великая история, великий миф, потому что этот миф будет компенсировать наличие той печальной реальности, которая окружает сейчас человека. К сожалению, современный русский не хочет менять саму реальность вокруг себя, потому что это трудно. Он предпочитает подменят реальность мифом, где русские побеждают во всех войнах и никогда не сдаются. Настоящая Россия тут не нужна, нужен миф, и ради сохранения этого мифа, то есть ради собственного душевного спокойствия, он будет готов громить всех и каждого. Но важно понимать, что все это никакого отношения к патриотизму не имеет. Все это в конце концов психопатология и просто душевная болезнь, которая требует психотерапии и экзорцизмов.

Именно поэтому сейчас так популярен Сталин. Если Сталин - монстр и чудовище, если он тиран, который держал в заложниках 150 млн, если миллионы моих соотечественников строчили доносы или просто бездействовали, когда убивали и мучили других, то что мне с этим делать!? Я что потомок предателей и трусов, палачей и убийц или я потомок великой страны, которая под предводительством мудрого вождя победила нацизм!? В такой парадигме выбор очевиден. Если самоутверждение осуществляется через насилие, то Сталин тут просто идеальный пример. Человек, который проявил столько насилия, - это сильный человек, поэтому идентифицируя себя с ним, человек как бы приобщается той же силе.

Можно сделать такое заключение. В 20 веке произошла антропологическая катастрофа с русским народом, произошло духовное убийство целого народа. Такие положительные качества, как четь, достоинство, мужество истреблялись массово вместе с самими носителями этих качеств. Поэтому современный русский человек в массе своей очень трудно находит внутреннюю опору в наборе вышеперечисленных добродетелей. А как же тогда быть с чувством собственного достоинства и полноценности? Вот и остается культ насилия и силы, как насилия. В таком духовном вакууме только это кажется реальной зацепкой. Отсюда этот культ победы, который пытаются сделать национальной идеей. Мы победили! Можем повторить! Мы до Берлина дошли! В такой парадигме человек, олицетворяющий собой насилие становится героем.

Но нужно понимать, что это самоубийственный путь для России, для всего народа. Поклонение культу насилия в лице Сталина, отрицание реальности и создание мифов, все это приведет к окончательному краху. Только обретение мужества, чести и достоинства, только это сможет спасти русских и преобразовать реальность. А для этого нужно совершить важный шаг, шаг, который требует реальной, настоящей силы - покаяния. Не чувства обиды и злобы, а покаяния и вины, эти аристократические чувства. Покаяния как осмысления своей жизни и своей истории. Но, я думаю, сами люди, без Бога, это сделать не смогут. Поэтому тут важна роль церкви, как того института, который сможет вдохновить людей на это обретение внутреннего ресурса и силы менять себя и пространство вокруг. Пока же тенденция отрицательная, и внутри самой церкви в том числе. Но мы будем надеяться, другого нам ничего не остается. Все-таки силен Бог, и подлинная сила в любви и правде, а не в насилии и лживом величии.

репрессии, тоталитаризм, история, сталинизм

Previous post Next post
Up