Click to view
Апостол Павел про страх преследований и желание понравиться людям. И любимый комментатор Томас Райт)).И какое все это имеет отношение к Преображенскому братству.
Сегодня в храме читалась 6 глава послания к галатам. Там есть такие строки, немного загадочные.
Те, которые хотят понравиться людям, вот они-то побуждают вас обрезаться: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов (Гал.6-11).
Каким образом тут связано обрезание и преследование за Крест Христов? Интересное объяснение этому эпизоду дает Н.Т. Райт
.
В Римской империи разрешены были два типа религий: государственный культ (пантеон греко-римских богов) и культы, которые свое право на существование могут подтвердить древностью происхождения. Римская культура была очень консервативной, (хотя эта и была самая прогрессивная культура своего времени, но, например, от официального именования себя республикой Рим отказался только в конце IV века при Диоклетиане!) Иудейская религия была разрешена, так как была древним культом. Древность культа для римлян была свидетельством подлинности богов, а с настоящими богами, пусть и чужеземными, лучше не ссориться, поэтому иудеев за их веру никто не преследовал, они могли свободно отправлять свои обряды. А вот с христианством дело обстояло гораздо хуже. Оно тут же становилось нелегальным и должно было преследоваться согласно римским законам.
Но у христиан был шанс притвориться иудеем, тем более в первый век не всегда было просто различить две религии. Более того, многие христиане, большинство из которых были евреи, еще и не мыслили себя как какую-то отдельную религиозную группу, тогда еще христианство воспринималось как секта внутри иудаизма. Поэтому христиане легко могли замаскироваться под иудея, совершив обрезание! С одной стороны, они ничего не нарушают: ведь про обрезание написано в Писании, которое тогда представлялось еще только Ветхим Заветом (сами послания Павла никто еще Писанием в то время, понятное дело, не считал). Меньше будет конфронтации с остальными иудеями, кто еще не признал Мессию Иисуса. Более того, они еще и похвалят успешную миссию по обращению в истинную веру. И никаких проблем с римлянами, для римлян они будут такими же иудеями, как остальные евреи, а уж в тонкости внутрииудейских споров никто, конечно, вникать не будет! И волки сыты и овцы целы.
Вот такие намерения были у тех, на кого с критикой обрушивается Павел в послании к галатам. Он говорит: нет! Не нужно стесняться имени Христа! Мы не должны бояться ни иудеев, ни римлян! Обрезание - это знак прежнего Завета, а сейчас Новый! В данном вопросе, считал Павел, невозможны компромиссы и мы не должны руководствоваться страхом. Не нужно бояться Креста и людей! Ведь именно страхом обусловлено это желание мимикрировать под иудеев, не выдавать своё христианство.
Мне показалось эта интерпретация Райта очень похожей на правду, потому что с чем-то подобным столкнулся, когда стал членом Преображенского братства. Часто в епархиях, когда предлагаешь какой-то совместный проект, слышишь следующее. Да, все замечательно, давайте это сделаем, нам все нравится, только давайте не будем упоминать братство при проведении данного мероприятия. Давайте сделаем это только от лица епархии. Вы же понимаете, что к братству, к о. Георгию неоднозначное отношение и пр. Пытаешься как-то объяснять, что вот эта выставка, например, сделана усилиями братства, и как-то странно о нем не упомянуть. Нет, лучше не надо.
Думаю, не секрет, что о. Георгий Кочетков персона нон-грата во многих епархиях. При этом многие к самому о. Георгию относятся хорошо, интересен его опыт и опыт братства, очень бы хотели как-то в этот опыт войти, его приобрести, но без упоминания братства и самого о. Георгия! Многие готовы дружить, но инкогнито. А то вдруг назовут другом «модернистов» и «сектантов»!
Поэтому в нашей церкви упорно делают вид, что братства нет! Точнее, о нем можно или плохо или никак! Но послушайте, други, если вы считаете опыт братства положительным, если вы действительно видите, что не без Бога что-то делается в братстве и братством, то и не бойтесь! С Господом-то не страшно!
Часто священники или даже миряне (но это более, конечно, касается духовенства), поначалу как-то сближаются с братством, но столкнувшись с какой-то отрицательной реакцией со стороны, тут же дистанцируются или вообще присоединяются к хору гонителей. Часто клирики, с которыми у меня были ранее хорошие отношения, и с которыми мы радостно приветствовали друг друга при встрече, после того, как они узнали, что я вступил в братство, сразу дистанцировались. Не редко встречаешь такого человека и видишь всю гамму эмоций: страх, неловкость, волнение. Он, бедняга, даже не знает, как себя повести. Вроде и сделать вид, что меня не знает, как-то совсем не хорошо, а проявишь какое-то дружелюбие, то вдруг подумают, что друг «кочетковцам»!
Правда есть такие, кто не стесняется своих отношений с братством. И таким - да, не редко достается. Ну что поделаешь, последние заповеди блаженства еще никто не отменял.
Павел актуален как никогда! Жаль, что у нас пока его послания мало восприняты, чтение Апостола на литургии - это одна из самых бессмысленных вещей богослужения, в силу абсолютной непонятности читаемого (Евангелие на ЦСЯ еще как-то можно понять, особенно наиболее известные отрывки).
Охота пожелать всем, и себе в первую очередь, не бояться Креста Христова. Не нравиться людям, а нравиться, прежде всего, Богу. Надеюсь что и Преображенское братство когда-то станет в нашей церкви восприниматься адекватно, не через призму страха или ненависти, а как движение Божие, в своей человеческой части с немощами и недостатками, но исполняющее волю Божию, имеющее Его благословение на свое служение. И мы все вместе сможем понести Крест Христов, не боясь друг друга, а укрепляя и поддерживая, на пути к Царству Небесному.