ВОСКРЕСЕНИЕ: ТЕЛО И ХРИСТИАНСТВО.

Jun 21, 2016 15:03



Как христианство относится к телу? Принято считать, что христианство выступает против тела. Но британский богослов и библеист Пола Гудер с этим совершенно не согласна! Я сделал такой небольшой конспект этой лекции, которая, к сожалению, без перевода. Для тех, кто владеет англ. Очень рекомендую посмотреть. Там еще вопросно-ответная часть. Тоже довольно интересная.
Часто говорят, что христианство считает, что тела не важны. Так зачем мы тогда будем проводить вечность в телах, если христианство против тел? Многие считают, что в христианстве нет положительного взгляда на тело, и виноват в этом, прежде всего, Павел.

Есть такое прочное согласие между учеными новозаветников, что Павел очень отрицательно относился к телу. Большинство людей имеют внутреннего Платона. Мы считаем, что душа противоположна телу. Душа - хорошо, тело - плохо. Душа - это некая отдельная от тела субстанция, и она вселяется в тело, чтобы его оживить. Вот время смерти она его покидает. Это платонизм. Вот таких представлений придерживаются большинство христиан. Когда мы читаем Павла, мы видим слова «душа» и «тело», у нас возникает платоническое представление. Тело - гробница души, говорит Платон. Когда мы видим слово «душа», Платон в нас начинает кричать, и мы читаем это слово чисто в платоническом смысле.

У Павла 4 слова, которые очень важны: тело, душа, плоть, дух. Когда мы видим слово «тело», мы слышим «плоть», когда мы видим слово «душа», мы слышим «дух».
У Павла есть слова более и менее важные. Вот одно из наименее важных - это душа. Это слово в посланиях Павла появляется только 13 раз.
Греч. слово «псухей» - душа.
Когда мы читаем Павла через призму платонизма, мы разделяем все на две части.
1) Хорошая: душа и дух.
2) Плохая: плоть и тело.
Но если вы снимаете платонические линзы и смотрите на Павла без них, то увидите что-то удивительное. Когда Павел использует слово «плоть», он по большей части использует его в негативном значении, а слово «тело» почти всегда он использует в положительном значении, и только раз в отрицательном. Но он использует это слово в негативном ключе, только в связке с другим словом: «тело греха».

Как правило, когда Павел использует слово «псухей» - душа, он использует его для описания всего человека или жизненной силы человека. Еврейский аналог это слова: «нефеш». И слово «нефеш», как правило, включает в себя тело, не исключает его. Поэтому Павел использует слово «псухей», чтобы описать всего человека. Дух - это то, что приходит от Бога. Плоть - противоположное духу, это то, что от земли.

Платон дуалист. И многие богословы дуалисты. Павел не дуалист. Он работает с дуализмом. Для дуалиста есть что-то определённо плохое и что-то определенно хорошее.
Но Павел верит в искупление. Он верит, что нет ничего, что нельзя искупить. Нет категории, которая была бы только хорошая, и такой, которая была бы только плохая. Одна категория исходит от Бога и пытается соединиться с другой, чтобы ее исцелить. Плоть от этого мира, она конечна. Но дух не конечен. И если ты даешь силу плоти, то даешь силу тому, что конечно, а если духу, то тому, что вечно.

Где же тут тело? Этот мир населен телами, но и грядущий мир будет населен телами. Павел использует слово «тело» для личностной идентификации. Он говорит о телах, которые соотносятся с другими людьми. Ваша идентификация осуществляется через отношения. Ваши тела - это то, что позволяет вам быть кем-то, кто связан с другими людьми. В вечность мы войдем с телами. Мы должны учиться жить в телах.

В Кор 15 Павел отвечает на вопрос: в каких телах мы воскреснем. Если спросить человека сейчас, как он представляет себе воскресение, то образ тел без каких-либо недостатков. Мы будем такими вот Барби и Кеном в Новом мире. Все в моем теле, что мне не нравится, будет исправлено. Но в Евангелии нет ничего про это. Когда мы читаем про воскресшего Иисуса, мы видим, что Он такой же, как и был раньше. Он продолжение того Иисуса. Сначала ученики не узнают Иисуса. И тут мы видим разрыв с тем, как Иисус выглядел раньше. Но в нем также были раны, в этом мы видим преемственность с прежним Иисусом.

Павел в Кор 15 говорит, что сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется зерно и вырастает во что-то другое. Это продолжение зерна, но оно другое. Сеются тела с ограниченными возможностями и восстают с неограниченными. В греческом языке слово, которое перевели как «тленное» означает то, что постепенно угасает, увядает, поэтому нетленное - это то, что двигается в обратном направлении. Вы не можете сказать, что тела не важны, если в воскресении это будут воплощенные тела.

Для нас самым ценным в 1 Кор является 12 глава, гимн любви. Но если мы будем читать все подряд с 5 главы, то мы увидим, что тема «тела» центральная в этом послании. Павел говорит об отношениях в «Теле Христа» в 5 главе, затем он говорит о разрыве отношений в 6 главе, затем говорит о сексе в 7 главе, затем о еде, затем о причащении Телу Христа в 10 главе, затем о церемонии Евхаристии в 11, затем о Теле Христа в 12, затем в 15 о воскресении. Тема тела присутствует везде. Тела настолько важны для Павла, что для него имеет огромное значение; что вы делаете с ними, как вы живете в вашем теле, потому что это влияет на то, кто вы.
Когда Павел хочет найти слово, метафору, которое лучше всего обозначает нашу идентичность, нашу взаимосвязь друг с другом, он использует образ тела. Потому что наша идентичность и наши отношения с другими людьми происходят через тела.

То, что вы делаете со своими телами влияет на то, кто вы, кто вы влияет на то, что вы делаете со своими телами. То, что вы делаете со своими телами влияет на окружающих, они в свою очередь, влияют на других.

Апостол Павел о браке и сексе.

Павел немного говорит о сексе. И важно понимать, что секс - это далеко не самое главное для наших тел, есть вещи гораздо важнее. Павел говорит о сексе в 7 главе. С одной стороны, он говорит, что лучше «не касаться женщины». В этом отношении он выглядит, как сторонник полного воздержания, кто отрицательно относится к сексу. Но, с другой стороны, он говорит о сексе нечто очень необычное для того времени, что не позволяет его назвать противником сексуальных отношений. В 1 веке как среди иудеев, так и среди римлян, секс не был вещью взаимной. Это было служение женщин - обеспечивать мужчин сексом, их желание или нежелание никого не интересовало. Павел ПЕРВЫЙ в истории человек, который сказал, что секс должен быть по взаимному согласию и приносить удовольствие.

В конце 7 главы он говорит, что лучше не жениться. Но в 1 веке у женщин не было выбора в этом вопросе. Замужество было их обязанностью, и они не могли решать выходить им замуж или нет. Тоже самое касается и мужчин только, возможно, у них было несколько больше свободы в этом вопросе. И Павел первый, кто сказал: «Вообще-то, нет, вы можете выбирать, и если вы хотите присоединиться ко мне в возвещении Благой Вести, вы можете выбрать не жениться».
Павел не противник секса. Она радикальный мыслитель, революционный в этом отношении. Он впервые в истории заявляет.
1) Секс должен быть взаимным.
2) Секс должен приносить удовольствие.
3) Вы можете не жениться, если не хотите.

И в конце две цитаты Полы Гудер.

«Я ненавижу слово «духовность», потому что оно означает, что наша связь с Богом не к телу не имеет никакого отношения. Но мы должны говорить не просто о духовности, а о воплощенной духовности. Поэтому мы должны серьезно подумать над тем, как мы используем наши тела в поклонении Богу. Потому что то, как телесно мы выражаем свое богопочитание, является выражением нашей духовности. И наша забота о телах напрямую отражается на нашей духовной жизни».

«Я хочу сказать своим дочерям, что вы красивы и ваши тела красивы, и Бог думает также, и я так думаю, и апостол Павел так думает. И прекрасными ваши тела делает единство духа, души и тела, ума и сердца. И человек, в которым все эти составляющие находятся в единстве - красивый человек. И я хочу, чтобы мои девочки подростки слышали это как сильный голос христианства».

image Click to view

Иисус, христианство

Previous post Next post
Up