Женщины в церкви.

May 12, 2016 08:22



Мне всегда казался странным запрет на вхождение женщин в алтарь и до сих пор он таковым кажется. Женщины были первыми, кто вошел в Гроб Господень после Воскресения, они были первыми свидетельницами Воскресения, они были первыми апостолами, а вот в алтарь им входить нельзя Конечно, это более позднее влияние ветхозаветной традиции на христианское храмовое богослужение. Изначально вообще никакого отделенного алтаря не было.
Каким же было мое удивление, когда в храме св.Серафима Саровского в Новокуйбышевске я увидел бабушек-алтарниц! Я сначала не поверил своим глазам, но потом действительно-смотрю, в алтаре бабушка заправляет кадило)).

Оказывается вопрос о включении женщин в клир всерьез рассматривался на соборе 1917-1918 года. И это не было каким-то нововведением, это было восстановлением древнего чина диаконис. Этого кстати желала мученица преп. Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители.
Но! Оказывается канона, запрещающего входить в алтарь именно женщинам нет! Есть канон, запрещающий входить в алтарь мирянам. Но сейчас этот канон повсеместно нарушается, потому что в алтарь с благословения священника может войти любой мужчина (практики поставления в низший клир - псаломщики, алтарники - у нас сейчас нет).Но если мужчины миряне могут спокойно входить в атарь с благословения священника, то почему этого же не могут делать женщины? Вот если бы был восстановлен древний чин диаконис, то тут уж точно не было бы вопроса о присутствии женщин в алтаре.

Вот что пишет об этом Поспеловский В.Д. в своей книге "Русская православная церковь в XX веке".
"Очень интересной была дискуссия по вопросу о роли и правах женщин в деятельности Церкви. Проект отдела, рассматривавшего вопрос о роли женщин в Церкви, предлагал предоставить женщинам возможность участвовать с полными правами в приходских и епархиальных собраниях, исполнять должности псаломщиц и церковных сестер с разрешением входить в алтарь и даже восстановить древний чин диаконис. За восстановление диаконис очень убедительно выступил профессор Московской духовной академии Громогласов, член Предсоборного и Высшего церковного советов. Он указал, что в Византии диаконис рукополагал епископ, произнося молитву: "Божественная благодать всегда немощная, врачующая", "возлагал на шею диаконисы орарь... препоясывая крестообразно... во время Св. Причащения диакониса причащалась Св. Таинства сейчас же после диакона, а по окончании причащения епископ передавал ей чашу и она ставила ее на Св. Трапезу". Что касается вхождения в алтарь, то Громогласов ссылается на канон (69-е правило VI Вселенского собора*), запрещающий вход в алтарь вообще мирянам. Практика же оказалась другой, но нет канона, запрещающего вход в алтарь именно женщинам. Далее, опираясь на цитаты, он указывает, что диакониса официально считалась членом клира. Членами клира являются и псаломщики".

современная церковь, христианство, история церкви

Previous post Next post
Up