Аня, по-моему, вполне понятно говорится о том, что делать. Не убегать в семью, а быть с семьей в Церкви, еще лучше в общине. Т.е. есть личное пространство семьи, но есть и общая жизнь с другими семьями. Хорошо было устроено у неплюевцев, где были семейные общины, несколько семей жили вместе, каждая при этом имела и свое пространство. Это позволяло не замыкаться в семейном эгоизме, иметь много общего - быт, молитву и т.д. Опять же всех детей считали своими и участвовали в воспитании вместе, соответственно и время высвобождалось. Но семейный эгоизм был очень сильным искушением и из трудового братства уходили часто по этой причине, когда одна семья хотела жить для себя и лучше, чем другие. Как семья - лекарство от личного эгоизма, так община - лекарство от эгоизма семейного. В книге "Беседы о трудовом братстве" есть глава интересная, точного названия не помню, что-то вроде - мешает ли трудовое братство семейной жизни. Кстати, мать Мария тоже пишет про семейный эгоизм. Это когда свои дети, например, воспринимаются исключительными, достойными лучшего, чем другие, и можно у других отобрать и дать своим. А она призывает всех детей считать своими. Ну а конкретных рецептов, "технологий", как построить счастье, в статье, конечно, нет. Да их и нет в принципе, как построить семью, общину и т.д.? Никто не знает. Жить по любви и искать Царство Божьего, этот рецепт звучит, а счастливые люди - это уже плод. Это все вещи мистические и живые, а значит, плохо формализуемые и несводимые к рецептам. В этом трудность свободы - нет рецептов, точнее они всегда новые и их нужно искать в жизни. Сегодня они одни, завтра - другие. Дух постоянно творит новые формы.
Reply
Leave a comment