Но когда они
возопили к Господу и сказали:
"согрешили мы, ибо оставили
Господа и стали служить Ваалам и
Астартам, теперь избавь нас от
руки врагов наших, и мы будем
служить Тебе" (1Цар.12:10)
Теперь рассмотрим следующий момент. Семейные отношения считаются преодолением греховного эгоизма, путем преодоления самости. Порою это действительно так. Я знаю, как минимум несколько случаев, когда брак оказался просто спасением для человека, спасением от тюрьмы, наркотиков, полного жизненного краха.
Но очень часто желание создать семью, заключить брак исходит из того же самого эгоизма. Человек хочет создать свой комфортный и уютный мирок, обеспечить себе счастливую жизнь. Кто-то этого добивается, оставаясь холостым, но гораздо чаще этого ищут в браке. Также и детей люди заводят не из альтруизма и желания преодолеть свою самость, а потому что ищут счастья, своего личного счастья. И Бог и Церковь тут могут быть просто красивым обрамлением, а целью и смыслом будет являться личное благополучие. При этом можно все это оправдывать стремлением создать «свою малую церковь», помочь стране с демографией. Все говорят и осуждают индивидуальный эгоизм, но мало кто говорит и осуждает эгоизм семейный. А такой встречается гораздо чаще. Очень часто семья становится настоящим идолом, которому человек поклоняется и служит. Все отходит на второй план. Бог, Церковь становятся вторичной реальностью, важной на столько, насколько это помогает созиданию и сохранению семьи. Христос тут, конечно же, лишний. Ему нет места. Он слишком беспокойный для семейной жизни, Он как-то мало вяжется с домиком у моря, камином и пледом на коленях. Он просит все оставить и следовать за ним. Он не дает похоронить родного отца... Да, счастье со Христом возможно, но оно как-то слишком абстрактно и далеко. Это удел святых, монахов и пр. Семейное счастье - это то, что можно осязать и пощупать, это понятно и просто и не требует таких жертв, как следование за Господом. Христу очень трудно, а порою невозможно ворваться в семейное пространство, когда Он приближается, люди часто чувствуют угрозу своем благополучию.
Людям вполне достаточно приносить ребеночка в храм на Причастие, иногда причащаться самим, держать какие-то посты, в отпуск ездить по святым местам. Но такие люди не понимают, что в их доме давно уже поселилась богиня Иштар, ее идол незримо присутствует во всех проявлениях их жизни. Когда им это говоришь, то они очень возмущаются. Любое проявление религиозности, выходящее за рамки семейного благочестия называют фанатизмом и сектанством. В глубине люди не верят в счастье со Христом и во Христе. Люди верят в счастье с мужем/женой, где Христос нужен лишь как метафизический гарант земной стабильности. С этим очень часто связан кризис расцерковления, про который в последнее время так часто пишут. Именно поэтому распадаются многие православные семьи. Оказывается их «православность» не является гарантированной защитой от всех тех проблем, что есть в семьях нецерковных людей.
Какой же выход из данного положения? Не вступать в брак? Всем избирать безбрачный путь? Конечно, нет. Мне кажется, в этих многочисленных разговорах о браке забывают самое главное, без чего брака не может быть. Это любовь. Говорят о терпении, умении жить друг с другом и пр., пишут толстенные книги о том, как жить вместе. Любовь же очень часто вообще отвергают, считая, что настоящая может появится только после многих лет привыкания друг к другу. Но настоящий брак без любви не возможен, и только любовь может быть его основанием. Не поиск путей к спасению, не борьба со страстями, не исправление демографической кривой в России, не традиции благочестивых предков, а любовь. Любовь же - это дар, дар Божий. Для христианина все самое подлинное возможно только во Христе и через Христа, следовательно и брачная любовь в своей полноте должна быть даром, раскрывающим Христову любовь. И как любой дар, этот тоже дается для того, чтобы послужить Богу и людям. Но дары могут быть различны, у нас могут быть разные призвания в этой жизни. Мы не вправе требовать у Бога тех даров, которые, как нам кажется, нам нужней. Дары не требуют, а с благодарностью принимают. И если вы не удостоились дара брачной любви, это не значит, что вы в какой-то мере ущербней тех, кто его удостоился. Это значит, что у вас свои иные дары, которые возведут вас в звании сынов Божьих. У Бога нет ущербных, у Бога все равны, и Бог дает каждому столько, сколько ему нужно, чтобы раскрыть в себе Божий образ, заложенную в нем красоту. Поэтому задача христианина быть верным Богу, прислушиваться к Нему. Очень часто люди ищут не любви, а женитьбы или замужества. Но ведь думать о браке можно тогда, когда есть с кем заключить этот брак. Желание заключить брак является следствием обретения дара любви, а не предшествует ему. Брак не может быть самоцелью. Это иллюзия, обман, подмена подлинной реальности иллюзорной. Самоцелью может быть только любовь, которая для христианина возможна в послушании воле Божьей, в послушании ни как в слепом подчинении, а как в свободном и творческом усвоении Божественной воли. И этому послушанию нужно учиться. Но мы очень часто как герой классического произведения стучим кулаком по столу и кричим: не хочу учиться, хочу жениться!
Мы видим вокруг себя огромное количество несчастных браков в том числе и православных, но продолжаем надеяться, что у нас то будет по иному, у нас то будет по - настоящему. Как часто в глазах православной девушки читаешь только одно: хочу замуж! Как часто юноша свой главный религиозный долг видит в том, чтобы найти православную жену, с которой можно будет родить православных детей. Христос призывает к служению, к тому, чтобы разделить Его боль, Его заботу об этом мире, но нам не до этого, нам нужно устраивать свое счастье, «спасаться чадородием». Именно поэтому столько несчастных людей, несчастных и в православной церкви. Как часто православная девушка, так и не найдя церковного юношу, выходит за нецерковного человека, оправдывая себя тем, что она его обязательно приведет к Богу, а юноша за нецерковную девушку, считая, что именно он ее и воцерковит. Как правило, такие православные юноши и девушки или сами расцерковляются, уходят из церкви, либо вынужденны вести раздвоенную жизнь: одну в семье, другую в церкви, пытаясь найти компромиссы между этими двумя реальностями. Но той полноты жизни и счастья, той полноты раскрытия в себе образа Божьего, который был бы возможен, если бы они последовали за Христом до конца, если бы они обрели в сердце дерзновение и мужество прислушаться к Божьей воле, они не обретают.
Какой же выход из создавшейся ситуации? Об также говорит Писание. Нужно выдворять всех идолов из среды народа Божьего. Нужно, чтобы люди приносили жертвы только Богу живому, чтобы вырубали священные рощи, уничтожили высоты. Поэтому тут так необходимо духовное просвещение. Это забота, прежде всего, пастырей церкви, но также и всех ее верных членов, которые хотят подлинного возрождения церковной жизни. Прежде всего, должна звучать проповедь о Христе, о Его Церкви. Жизнь со Христом, в церковном общении с братьями и сестрами по вере - вот к чему необходимо стремится. Именно поэтому тут так необходимо возрождение настоящих церковных общин. Ведь люди очень часто культивируют семью по плоти, потому что им очень одиноко, им хочется каких-то подлинных близких отношений, которых в церкви, в которой также как и в обществе царит атомизация, обрести трудно, а порою невозможно. Человек годами может ходить в храм, но при этом не иметь ни одного верующего друга, с которым были бы по-настоящему близкие отношения. Община может стать тем пространством, где человек обретает подлинную наполненную жизнь, наполненную, прежде всего, Божьим присутствием, которое обретается через общение с братьями и сестрами во Христе. И семья станет подлинно «малой церковью» через приобщение к «большой». Именно община поможет преодолеть семье по плоти ту тенденцию к замыканию на самой себе, искушение семейным эгоизмом, что так часто является препятствием для церковной жизни. Как важно объяснять людям, что полнота жизни возможна только со Христом, независимо от семейного положения. Вот Кто может и должен быть единственной целью церковной жизни человека. Быть со Христом в Его Церкви - это и есть подлинная реальность, подлинное счастье. Все остальное: брак, безбрачие - вторично. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33).
И завершить хотелось бы словам апостола: «Дети! храните себя от идолов. Аминь» (1Иоан.5:21).