Богиня Иштар и народ Нового Завета. Часть 1.

Jan 29, 2014 13:29



Сейчас вовсю гремит скандал, связанный с гомосексуализмом в церкви, но мне хотелось бы сказать, что и в гетеросексуальной области тоже есть свои трудности.

"От стрел и от чар,
От гнезд и от нор,
Богиня Иштар,
Храни мой шатер".
(Цветаева)

Одна моя знакомая рассказывала про православный молодежный клуб в одном из городов нашей необъятной Родины. Он назывался в честь св. Петра и Февронии. Как вы думаете, чему он был посвящен? Абсолютно верно - созданию православной семьи! Собрания проходили, как правило, следующим образом: сначала читали акафист святым супругам, затем все садились за стол пить чай, общаться и знакомиться. Иногда какое-нибудь слово о спасительности «малой церкви» и о необходимости выправлять демографическую кривую говорил священник. Вроде бы все чинно и благочестиво, но через некоторое время начинались обиды, драмы, трагедии. Потому что Даше понравился Вася, а Васе понравилась Марина и т. д. Но были и те, кто находил себе пару, такие обычно после этого покидали молодежку, добившись поставленной цели.

Я не знаю, что потом стало с этим движением, но это очень показательное явление для современной церкви в России. Молодые люди обретают веру, приходят в церковь, через некоторое время они становятся активными прихожанами: каждое воскресенье ходят в храм, слушают лекции Осипова, участвуют в молодежке и ... приступают к следующему пункту в осуществлении плана по спасению своей души - браку или созданию «малой церкви».

Брак в современной российской действительности является, возможно, самым надежным и желанным пристанищем. И это понятно. Современный человек не верит ни в Бога (или это вера «в душе», которая, как правило, равносильна неверию), ни в церковь, ни в государство, ни в общество. Семья - это единственное пространство, которое придает смысл жизни, дает чувство какой-то защищенности и уюта. Но очень странно и, на первый взгляд, не понятно то чаяние брака, тот надрыв, с которым люди, позиционирующие себя как верующие и церковные, стремятся вступить в брак. Такой отчаянный надрыв редко встретишь даже среди неверующих. Существуют сотни православных сайтов, посвященных православным знакомствам, любимая тема для молодежных православных семинаров и конференций - это православная семья. Семья и чадородие называются чуть ли не основанием нашей православности и церковности. Человек несемейный называется эгоистом и себялюбцем, нежелающим понести крест семьи. И вот девушка или юноша, попадающий под такой пресс пропаганды семейных ценностей, начинает из-за всех сил искать свою половинку. Не у всех это получается. Тогда человек впадает в уныние. Данный поиск становится у него просто навязчивой идеей. Происходит страшная подмена. Целью жизни для такого христианина становится не Бог, не Его Царство, а создание семьи.

Так в чем же дело? Что происходит в церкви в связи с данным вопросом? Оказывается в мире мало нового, меняется часто форма, но суть каких-то фундаментальных вещей остается та же. В Писании главные враги истинного Бога - идолы. И, в конце концов, главный выбор человек - это выбор между живым Господом и Его подменой - языческим кумиром. В Ветхом Завете языческим культам противостоял Бог, открывавшийся через Закон, в Новом через Иисуса Христа. И там и там человек должен был раз и навсегда отказаться от идолов, и там и там, он периодически изменял Своему Богу, поклоняясь чуждым богам.

В заголовке мы упомянули древнюю богиню Иштар. Эта богиня была покровительницей семейного очага и чадородия. Ее культ был очень популярен среди язычников Ханаана, и он постоянно проникал в древний Израиль. И понятно почему. С Богом Израиля иметь отношения трудно, много зависит от личных усилий по соблюдению заповедей. Бог Израиля призывает людей быть Его народом, быть теми, через кого Бог принесет спасение всему миру, одолеет зло и созиждет Царство Божье. Но быть членом народа Божьего - это всегда трудно, это всегда требует внутреннего напряжения духа, это пространство свободы, которая очень часто тяжелым бременем ложится на человека. В этом отношении семья - эта тихая заводь, счастье в которой вполне конкретная и очевидная реальность жизни, и вот выразителем и символом этой реальности являлась Иштар. Поэтому древний иудей и поклонялся наряду с Яхве ханаанской богине. Древнии иудеи не отказывались от Яхве, они продолжали ходить в иерусалимский храм... Но семейное счастье очень часто казалось более надежным и близким, чем опасное, порою малопонятное, пространство жизни народа Божьего. И, в конце концов, формально оставаясь верным Яхве, главным богом делался идол. Таким образом, формировалось двоеверие, которое, в конце концов, и погубило Израиль. Да, там была не только Иштар, были и другие идолы, с которыми блудил Израиль, как выражались пророки. Но сейчас нас интересует эта восточная богиня.

Таким образом, и современный православный свое подлинное счастье, полноту и смысл жизни начинает видеть в семье, не находя полноты жизни в церковной реальности. Человек начинает искать мужа или жену, а не Христа и исполнения Его заповедей. Точнее, он или она считает, что это все уже обретено, теперь нужен последний штрих, тогда картина счастливой жизни будет завершена. Альтернативой браку видится только монашество. Но это еще одно из распространенных заблуждений. Суть монашества не в безбрачии, а в полном посвящении себя Богу. Безбрачие вполне возможно и в миру. Во время апостола Павла не было никаких христианских монастырей, но он призывал тех, кто способен на это к девственной жизни. «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (1Кор.7:25,26). Апостол не говорит, что это обязательно для всех. «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:28). Но все-таки про брак апостол говорит больше как о вынужденной мере, сожалея тех, кто в него вступает. Это больше попущение, а не императив. Каждый же человек должен испытывать волю Божию о себе. Ведь семья часто не то, что помогает воцерковиться, а то что мешает. Семья, родственные отношения могут быть серьезным препятствием для веры, для последования за Христом. «И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:36,37). Именно поэтому Павел считает девство предпочтительным, так как это поможет избежать многих скорбей, сопутствующих браку. Но при этом важно понимать, что и сам брак никогда в церкви не считался чем - то греховным, когда такие тенденции появлялись, они всегда подвергались осуждению. Тем не менее, Писание нам определенно говорит, что семья - это ценность преходящая, это ценность еще ветхозаветная. В конце концов, во Христе должны преодолеваться все родственные отношения, они должны преображаться в духовные. Потому что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф.22:30).

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up