Посмотрел фильм Тарковского «Зеркало», потому что об этом меня просили несколько художников и актёров. Попросили «Саша, посмотри как профессионал психолог и дай своё мнение», картина, видите ли специальная- художники перевоплощаются, актёры перерождаются, а у слонов вообще крылья вырастают!
Посмотрел, тем более что картина популярна в кругах либералов.
Первые ощущения- скучно, мерзко и депрессивно. Можно сказать, заставлял себя силой смотреть, пришлось несколько раз останавливаться и пить кофе, силой, до тошноты заставляя себя досидеть до конца.
Да нет, символика мне понятна, но то, как она преподносится, иногда скучнее немецкого или британского кино о любви.
Кроме того, фильм переполнен скрытым антисоветизмом, не попадающегося на глаз обывателю, но ярко остающегося у него в подсознании.
В общем, книжек о Тарковском не читал, рецензий тоже и опишу так, как он кажется мне лично.
В описании фильма: «Мужик сорока лет, перед смертью вспоминает эпизоды из жизни, история в воспоминаниях жизни ОТРАЖАЕТ русскую историю и культуру.» Вот, с таким описанием, он надул государство, получил денег на продукцию фильма. Приди ко мне, я бы тоже дал.
Теперь по порядку. Название «зеркало» настолько напичканное клише, что через 30 минут зеркал начинает тошнить. ДА ёпты, понятна вся философия «зеркала» и многих уровней, в которых это можно анализировать- зеркало души, зеркало общества, зеркало семьи (сын похож на отца, жена на мать), зеркало жизни. Итд.. Я всё ещё ожидал увидеть «разбитое зеркало» символизирующее конец чего-то или смерть, потому что более протёртого клише увидеть невозможно… заорал от радости, когда увидел его на 37й минуте, в истории о матадоре, отпраздновал, выпив очередное кофе.
Но зачем, почти В КАЖДУЮ СЦЕНУ ставить какое-то зеркало (или отражение в воде или в окне?) Хватит, понятно всё, не надо втирать дальше, все 2 часа.
В общем, критика будет на 3 темы:
1. Антисоветизм.
На первый взгляд, поклонники этого антигения утверждают, что фильм аполитичный, и вообще, в авангарде каждый видит что хочет. Ведь это и есть главная защита авангардиста «не критиковал йа общество, это ты сам увидел», но я не верю. Не верю я в идеологию “L’art pour l’art” у Тарковского из-за того, что он 1. опоздал на полтора века. 2. использует моего коллегу гипнотизёра. Знание более глубокой психологии (и соответственно Эриксонского гипноза) позволяет использовать символы и построение любых фраз и происшествий с ЦЕЛЬЮ, ничего «просто так» не бывает.
Вот и здесь, существует как скрытый антисоветизм, как и открытый.
В психологии есть метод «всаживания идеи», как правило, это происходит чуть после середины, на 3\4 транса. Фильм, легко используется как транс, и в 1\2-3\4 фильма я, как правило, всегда держу ухо в остро, потому что там, критическое мышление максимально отключено и всаживается главная мысль/идея в голову обывателя.
Начинается всё с символа: СССР как воздушный шар, ПОД ЖАЛКУЮ МУЗЫКУ… Всем известно, какие эмоции вызывает жалкая музыка… всем так же известно что, в конце концов, случается с каждым воздушным шаром..
Потом мальчик читает книгу, создаётся связь с воздушным шаром через Леонардо да Винчи с религиозным хором в стиле «авэ мария». Далее исус с листиком, а дальше мона лиза, смерть исуса рядом с семейкой.
Руки, показывающие как надо молиться «аминь». Каким то образом, связывается научная основа СССР, с религиозностью и неизбежностью. Потом, чтобы углубить эмоциональное чувство публики, показывают сцену «Дежавю», это позволяет зайти ещё глубже в подсознание. Далее, чтобы устроить подсознательный диссонанс, показывают несколько кадров с ускоренными эмоциями (с чего бы это для медлительного фильма такое ускорение?) Страх, злоба, радость, скачет чувствами (и музыкой)
Далее мальчик начинает читать текст, сначала о Руссо заикнулся (с его разделением власти и намёком что в СССР она не разделена как в Европе) а потом заикнулся что «разделение церкви оттолкнуло нас от Европы (и ужасающий звук) «Русские являются христианами, спасшими христианство. Положение России поразит будущего историка! Историю нам бог дал.» Письмо Пушкина (борца с религиозным догматизмом) истолковал именно в интересах религии. (вспомним как часто это делают в наше время)
А мальчик, присутствующий во всём фильме, кстати, именно тем и мальчик, что молодой возраст вводит зрителя в регрессию, уровень развития, когда мы (как дети) более всего внушаемые.
(Никто не задумывался, почему 40 летний мужик не вспоминает остальные 25-30 лет своей жизни (студенческие годы, стройки итд), а в основном только до 10 и после 40?)
Тема «первая любоффь», как ранее тема «дежавю» помогает психологически углубиться ещё дальше. Далее видим уроки стрельбы и «несправедливый» урок для мальчика, «Не будь слишком умным иди в строю!», с идеей, что в СССР всех заставляют идти в строю, каким бы ты гениальным художником или учёным не был.
Самого фронтовика тоже обсирают. Неграмотный, плохо говорит, детей бедных лажает, но на гранату лёг, потому что его так научили в «строевой системе» быть героем. Только вот героя изобразили как дурака (с воронами на фоне итд) и нелепым лицом. За это самого Тарковского на гранату посадить надо.
Далее так же нелепо показывают сцены с войны: Военные пересекают перевал без трусов в грязи. Все мы знаем, что перевал и война грязное дело, но зачем без трусов показывать? Кроме чем опозорить и психологически унизить, цели не вижу.
Вся борьба в ВОВ связалась с долгим бесконечным маршем по болоту. Тоже мне, нашел, как изобразить военный героизм. Прошли по болоту до берлина и всё тебе…
идут неизвестно куда неизвестно за чем.
Далее сцена: Деньги в воде! Вааау философия! И стишок:
Все бессмертны, есть свет. Бессмертие бог! Тоже мне, философ хренов.
Далее кадры победы и салюта прикрепил к Хиросиме и к атомной бомбе. Подсознательно у зрителя теперь и победа негативно описалась.
Далее воробей на голове и изображённый культ мао цзедуна, с ужасающей музыкой опять же. Русские на границе против Китайцев. «васточнай апаснасть!» Не от запада опасность, нет с востока, а на западе наши друзья. Тоже мне Блоком и скифом себя возомнил, режиссёр хренов.
Далее вернулись к Леонардо в книге, закрываем психологическую индукцию. (вспомним ссср и неудавшийся полёт леонардо») Ведь для удачного «просеивания» идеи, её нужно засунуть в подсознание и «закрыть», чтобы сама «проросла».
В конце, как и в эриксонском гипнозе, после транса, человеку мысль быстро повторяется: это происходит в сцене с возвращением фронтовика ПОД НЕМЕЦКУЮ ОПЕРУ (Тарковский убей себя)»
И мысль в следующем кадре: «двоечник загремит в армию, будешь отбивать пороги, Мы обуржуазились по азиатски.» Что это за мысль диссидентская? Что значит обивать пороги против армии? Если в некоторых советских фильмах подшучивали над бюрократией (управдом друг человека), то здесь серьёзно, с ненавистью нацелились против основы советской системы- советской армии! Это серьёзная диссидентская мысль!
Далее, весь фильм напичкан религией (в корне являющейся антисоветской), от религиозных хоров до религиозных похоронных мелодий. Кстати единственные места, в ТЁМНОМ депрессивном фильме, где слышна РАДОСТНАЯ музыка и БОДРЫЙ голос, когда в стихе или в сцене вспоминают ГОСПОДЯ БОГА или «мир иной»
2. напичканный/перенапичканный и неудавшийся символизм
Сам принцип «зеркало» я уже описал, правда есть ещё: Подстраховался он с названием конечно хорошенько, ведь он ещё может утверждать что «Зеркало» так же и отражает внутренний мир критика его фильма, то есть если ты к нему негативно относишься, значит, ты сам негативный человек (имея негативный внутренний мир) но я так не считаю, просто фильм ты дяденька дерьмовый снял. Я бы его переименовал в название более подходящее: «Жопа». Дерьмово снят, кругом течёт дерьмо, и смотреть на этот чужой процесс не интересно а претензий и вони вокруг много.
Символов в фильме много, но все представлены плохо. Символов, парадоксов и филосовских тем он напичкал и оставил «думайте сами», зачем их тогда пичкать? Напихал разного: «биология и религия», «огонь и вода», тихо/громко, чёрно-белое/цветное, женская эмансипация итд.
»Слова не могут передать всё что человек чувствует (опять к религии и к душе)»
Учи язык, великий и могучий. Пушкин, которого ты извратил, как раз всё описать мог.
А как меня бесил его дождь, у этого мудака всё время всё течёт, на улице и внутри. Стены мокрые, люди грязные всё время, как крысы. Это их «земная жизнь в СССР.», Тётушка в типографии боится опечатки (под плакатом Сталина) а то её в гулаг отправят… за опечатку. Очень хочется, чтобы у Тарковского потекли мозги в тюрьме, за прожжённые государственные деньги.
«Поэт призван вызывать душевные потрясения а не получать идолов поклонников.» Сам не имел, теперь оправдываешься.
3. плохое качество и субкультура.
О звуках и музыке, звучащих «как из трубы» сказать можно- плохо снято. И не надо опять философствовать, что он перед смертью слышит, как из трубы… просто плохо снято, больше сказать нечего.
Сцены тёмные, камера слишком долго «застревает», да и вообще во многих сценах плохо поставлена. Как в театре, на последнем ряду.
Вообще, претензии Тарковского на интеллект, путём напичканного символизма, может прокатят у диссидентской публики 80х, но стоит присмотреться поближе и всё рассыпается.
Ничего у него талантливого и гениального нет. Даже актриса плохо сыграла с таким скриптом. Сцена, в которой она рыдает, получив письмецо с фронта скорее выглядит как будто она режет лук… а может рыдает потому что её заставили переснять несколько дублей до этого, как она падает на бревне, с каким то дебилом с несвязной речью? «Йа упал с красивой девушкой, а растения чувствуют..» философ хренов.
Матушка пришла за абортом, к деревенской бабке и принесла подкуп из серёжек, потому что ТАК на войне поступали!
Молоко утекает как жизнь.. философия аборта. И наконец, масляная лампа потухла.
а бабка нажилась, получила серьги в ухи потому что на войне все наживались как могли. Мать увидела маленького ребёнка и тут ей себя жалко стало… она же душевный человек, а бабка коммерческий!
Ну и наконец сцена в которой он умирает (которая должна объяснить всё) ну и ребёнок с молоком (жизнь и смерть итд..)
Представляю как он напичкал символов а вокруг собралась псевдо-интеллигенция и начала обсуждать. Ведь это круче сталинского реализма! Это глубина! Да нет никакой глубины, есть недоталант, страх смерти и зависть. Здесь ведь можно сказать и закрыться ширмой авангарда в стиле «мы поняли по разному потому что авангард.
Да пошёл он Тарковский со своей религией и антисоветизмом.., лучше смотреть и создавать весёлые фильмы, приносящие пользу людям, оптимизм и радость.
Пусть Тарковский берёт пример с Кубанских казаков. Или пусть сам себе вены перерезает, но втихаря, не привлекая общественность.
А фильм его, предлагаю убрать на полку.. или осветить цифровыми спецэффектами и продать голливуду, пусть наркоманы смотрят и радуются!
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexander_lipen/50841405/6931/6931_900.jpg)