Можно ли считать страдание наказанием от Бога?

Aug 27, 2016 15:54

Древняя мудрость народов Ближнего Востока достаточно уверенно утверждала, что добрые поступки человека находят свою награду уже в его земной жизни, а его грехи наказываются непосредственным и наглядным образом - так, чтобы судьба человека была уроком для других, и учила тому, как нужно достойно и правильно жить. Здесь не очень велика разница не только между древними египетскими и месопотамскими текстами, но и между древнейшими пластами текстов Ветхого Завета и традициями мудрости древних народов, обитавших вблизи юго-восточного побережья Средиземного моря. Я бы сказал, что идея о неминуемом прижизненном воздаянии хорошо соответствует религиозности, опирающейся на циклическую концепцию времени, где естественный круговорот времён года подразумевал вечную стабильность и неизменный порядок. А какой может быть вечный порядок и гармония циклического времени без имманентной справедливости? Однако, библейская вера, в отличие от других древних религий Ближнего Востока, внутренне не связана с идеей быстрой награды и наказания; поскольку вера Израиля носит исторический и эсхатологический характер, то для неё справедливость более логично видеть торжествующей в конце истории, чем в её ходе. Но конечно, религия Ветхого Завета не могла не нести и следы общепринятых воззрений своей культурно-исторической эпохи.
Затем наступает новый период - период VIII-VI столетий до Рождества Христова, который Карл Ясперс назвал «осевым временем». Эта эпоха характерна тем, что в самых разных цивилизациях, достигших определённой степени развития, от китайской и индийской до греческой, происходит нечто такое, чего раньше не было: становление нового типа культуры, связанного с осознанием значения индивидуума - личность ясно осознаёт себя уже не просто как часть племени или этноса, в каком-то смысле «эмансипируется» от нормативного повествования или базового мифа древней культуры, рождается философия. В этот момент судьба личности входит в центр внимания великих поэтов и философов, и становится понятно, что с воздаянием за поступки дело обстоит не так просто, как было принято считать. В библейской традиции этому сдвигу сознания соответствует поздний пласт традиции мудрости: некоторые Псалмы, книга Экклезиаста, но прежде всего - книга Иова, вся построенная на столкновении двух традиций мудрости: древней, которую защищают друзья Иова, и новой, которая в лице Иова протестует и показывает несоответствие реальности жизни того, что утверждается древней традицией.
В Новом Завете мы ещё яснее видим особую роль личности. Понятие народа и традиции не упраздняется, но мы уже видим призыв именно к личному решению относительно Иисуса, вплоть до разделения семей, противопоставления себя воле народного собрания и готовности идти против властей народа, вплоть до мученической смерти. Нельзя сказать, что конфликт верующего с большинством народа был чем-то кардинально новым в истории, мы видим подобные примеры и в Ветхом Завете, от пророков до Маккавеев, но можно сказать, что в Новом Завете роль личного решения значительно превышает роль принадлежности к этносу. Национальность и исторически стабильные формы перестают играть такую роль в христианской духовности, какую они играли в общине древнего Израиля.
Но не только это стало причиной падения влияния традиционного нарратива о справедливом, быстром и явном для всех воздаянии: главным аргументом против тезиса «страдания посылаются в наказание за грехи», стала, конечно же, сама жизнь Иисуса Христа. Невинно осуждённый, праведник, принимающий незаслуженные мучения - история жизни Иисуса полностью опровергает древнюю уверенность в прижизненном воздаянии.
Это, конечно, не означает, что грехи не могут наказываться уже здесь, в нашей истории. Во всяком случае, существование таких общественных учреждений, как полиция и суд, предназначено именно для быстрейшего наказания преступлений. Также есть виды греховного поведения, которые разрушают здоровье человека. Но делать из этого общий богословский вывод о том, что любое страдание есть кара за грех, значит явно противоречить христианской вере, в особенности общей убеждённости в похвальности мученичества за веру и правду.

страдание, теодицея, Иов, теология

Previous post Next post
Up