Информация, компьютер и смысл

Jan 04, 2016 10:23

Продолжение обсуждения, начатого в теме http://alexander-konev.livejournal.com/58988.htmlВ беседе с http://olgaw.livejournal.com/ был затронут вопрос о том, что происходит с информацией, либо же со смыслами, на примере романа Льва ( Read more... )

философия сознания, метафизика, герменевтика, эпистемология, философия, экзегетика

Leave a comment

alexander_konev January 7 2016, 17:20:08 UTC
***иначе она останется лишь структурой
//Совершенно верно, структурой, а не структурированной материей,. Она остается структурой, то есть объектом не материальным, структурирующим материю, например формой Аристотеля
Лично я вижу тут нематериальную структуру, структурирующую материю, то есть две вещи - структуру (форму) и материю. Но если уж такая беда со мной случиться, что почему то обязательно надо видеть что-то одно, я скорее предпочту видеть только структуру, отнеся материю к картинке квалиа. Я уже писала об этом//

Я бы сказал, что разговор о структуре материи или о структурированной материи это разговор об одном и том же, если бы эта лингвистическая тонкость не была поводом для дуалистического дискурса. Поскольку любые наблюдаемые нами сообщения структуры всегда осуществляются именно через использование структурированной материи, то я не считаю уместным говорить о передаче «структуры». Структурированная материя воспринимается чувствами, и затем мышление обнаруживает эту структуру. Это то, что происходит каждый день и всегда. Духовная же субстанция, получающая информацию вне зависимости от материальных ощущений, это нечто придуманное, то, чего мы не наблюдаем. «Придуманное» - не значит сразу же плохое, вполне может быть само по себе и так. Но приоритет - за тем, что имеет подтверждения. Объяснение того, как Бог может давать иллюминации абсолютно нечувственным способом, вполне работают и для томистского гилеморфизма.

***этот интерес может привести к искажённому представлению, что смысл передаётся как-то независимо от материи
// Смысл - это не постижение структурированной материи сознающим субъектом, а постижение как раз структуры материи. Сама материя служит лишь для передачи этой структуры, сознанием осознается не материя, а структура (форма) //

Да, под этим бы и Аристотель подписался. Но опыт, положенный в основу аристотелизма, говорит, что структура всегда познаётся через наблюдение над структурированной материей, а не над формой как таковой.

Reply

olgaw January 9 2016, 10:26:51 UTC
ТЕМА МАЛЬЧИК ВАНЯ (ИНФОРМАЦИЯ)
***Я бы сказал, что структура материи и структурированная материя это одно и то же,

Если бы это написал материалист - я бы не удивилась, у них ведь ничего нет, кроме материи. Но это написал неотомист. То есть Вы хотите сказать, что Аристотель ошибся, в реальности нет никаких форм, структурирующих материю, а есть просто структурированная материя, без всяких форм?

***Поскольку любые наблюдаемые нами сообщения структуры всегда осуществляются именно через использование структурированной материи

Да, но любые наблюдаемые нами проявления сознания всегда осуществляются через использование мозга. Нет мозга - и никаких наблюдаемых проявлений сознания не будет. Это тоже обычное возражение материалиста, против существования нематериальной души

***Структурированная материя воспринимается чувствами

Вот передо мной мой табурет, и никакими чувствами я его не воспринимаю. Мое Я просто не имеет никакого к нему доступа. То, что мое Я воспринимает, находится только в моем мозгу. И это не нейронные сети и не всякие прочие материальные вещи в моем мозгу, о них вообще никто до 19 века понятия не имел. Мое Я воспринимает именно нематериальную структурированность этих материальных мозговых структур, иначе говоря информацию. И эта нематериальная структурированность идентична нематериальной же структурированности материи в табурете, то есть форме Аристотеля. Поэтому хотя к табурету никакого непосредственного доступа я не имею, я верю что через идентичность этих нематериальных структур я могу кое что узнать о табурете.

***, и затем мышление обнаруживает эту структуру.

Не поняла. Что обнаруживает мышление? Какую структуру? Как можно обнаружить то, чего, Вы только что меня убеждали, нет? Вы наверно хотели сказать - и затем мышление обнаруживает эту структурированную материю мозга? То есть затем мышление обнаруживает в мозгу эти самые нейроны, или сети нейронов, или трубочки Пенроуза. Вот только странно, если мое мышление все это в мозгу обнаруживает, то почему я ровным счетом ничего про это не знаю?

*** Это то, что происходит каждый день и всегда.

Да не обнаруживает мое мышление в мозгу ни нейронов, ни трубочек Пенроуза и ничего прочего материального

*** Духовная же субстанция, получающая информацию вне зависимости от материальных ощущений, это нечто придуманное

Как это? Вот вспомнила свое любимое стихотворение и даже вслух продекламировала. Без всяких материальных ощущений
Конечно, наслаждаться красотой и ароматом розы без материальных ощущений я не смогу. А наслаждаться красотой Ворона Эдгара По - вполне смогу, без всяких материальных при этом ощущений

*** Объяснение того, как Бог может давать иллюминации абсолютно нечувственным способом, вполне работают и для томистского гилеморфизма.

А при чем тут иллюминация? Бог что, вмешивается каждый раз, когда я вспоминаю розу в бокале Блока? Посылая мне наслаждение именно от понимания стихотворения, а не от ощущения розы в бокале.
А наслаждение от доказательства математической теоремы? Это же ни с чем несравнимое наслаждение, ни с какими розами и ни с какими стихами, и даже ни с какой музыкой. Я то это знаю не по наслышке. Бог что, посылал мне на мехмате сплошные иллюминации, по Беркли?

******// Смысл - это не постижение структурированной материи сознающим субъектом, а постижение как раз структуры материи. Сама материя служит лишь для передачи этой структуры, сознанием осознается не материя, а структура (форма) //
***Да, под этим бы и Аристотель подписался.

Теперь уже я ничего не понимаю. Если Вы с этим согласны - то о чем мы тогда спорим?

*** Но опыт, положенный в основу аристотелизма, говорит, что структура всегда познаётся через наблюдение над структурированной материей, а не над формой как таковой.
Часто да, но не всегда. Структура еще может познаваться при извлечении ее, то есть информации, из памяти. Как то со мной бывает, когда я декламирую моего любимого Ворона.
А вот ощутить наслаждение, вспоминая доказательство теоремы уже не смогу, увы. Помню, что было, что эта дверь когда то была открыта для меня. Но теперь она закрыта

Reply

alexander_konev January 9 2016, 10:46:51 UTC
Материя не есть "без формы", форма и есть её структура. Просто она бытийствует через материю, а затем пряволясь вовне (в этом суть формы, она являет саму вещь, её структуру, через неё вещь вступает в контакт) воспринимается сознанием.

Когда Вы вспоминаете нечто материальное, то обращаетесь к фантазму, сохранённому в памяти. Когда вспоминаете нечто идеальное, то обращаетесь к концепту или высказыванию, сохранённым в памяти.

Когда мы говорим о материализме, то признание того, что "Нет мозга - и никаких наблюдаемых проявлений сознания не будет" не является аргументом против существования нематериальной души. Почему? Потому что мы осознаём универсалии и абстракции, а они не материальны. Это всё есть в теме про аргументы Фомы Аквинского в пользу бессмертии души.Когда мы рассматриваем аргументы материализма, то не только обращаем внимание на критическую часть, которая бывает довольно сильна (по платонизму она бьёт сильно), но и объясняющую часть. Вот здесь у материализма проблем ещё больше, чем у субстанциального дуализма. Потому что материализм не объясняет сознание, а просто элиминирует его, иногда прямо, иногда завуалированно. Но бритва Оккама тут не работает, потому что её можно применять только если мы можем объяснить всё, что имеем в опыте. Если человек, ссылаясь на бритву Оккама, просто упраздняет важнейшую часть нашего опыта, то мы можем спокойно сказать, что он неправомерно к ней апеллирует.

Reply

olgaw January 12 2016, 11:33:06 UTC
ТЕМА МАЛЬЧИК ВАНЯ (ИНФОРМАЦИЯ)

Как уже писала в новой теме «продолжение обсуждения» - предлагаю консенсус по информации на основе:

***// Смысл - это не постижение структурированной материи сознающим субъектом, а постижение как раз структуры материи. Сама материя служит лишь для передачи этой структуры, сознанием осознается не материя, а структура (форма) //
***Да, под этим бы и Аристотель подписался.

По Вашему замечанию о материализме, элиминации сознания и бритве согласна целиком и полностью, это и мое понимание

Не соглашусь только с вашим отношением к Платону. Но я об этом тоже уже написала в теме «Продолжение обсуждения»

Reply


Leave a comment

Up