Эдвард Фезер: критика концептуализма и психологизма

Feb 06, 2014 17:32

Продолжаю обзор тезисов аналитического томиста Эдварда Фезера, имеющих отношение к критике материалистического понимания сознания.

Концептуализм также оппонирует реализму, но в отличие от номинализма, говорит, что универсалии всё же существуют, хотя  и лишь в сознании. Являясь промежуточной позицией между номинализмом и реализмом, концептуализм сталкивается с рядом возражений.
Аргумент от объективности концептов. Когда собеседники используют концепт, это один и тот же концепт; дело не обстоит так, что один из них использует один концепт «красного», а второй совершенно иной - так что эти концепты «красного» не имеют между собой общего. Сходным образом дело обстоит по поводу высказываний или тех или иных истин. К примеру, если двое думают о теореме Пифагора, то думают об одной и той же истине, и дело не обстоит так, что теорема Пифагора у каждого своя. Следовательно, концепты не существуют лишь субъективно; они независимы от сознания. Сходен с предыдущим аргумент от возможности коммуникации. Если бы универсалии существовали только в сознании, то коммуникация стала бы невозможна, поскольку мои идеи имели бы свой смысл только для меня одного.
Эти тезисы были выдвинуты логиком Готтлобом Фреге (1848-1925), отвергавшим доктрину «психологизма», который сводил логику и математику к психологическим принципам, управляющим работой человеческого сознания. Психологизм наследует многое от средневекового концептуализма и от теории познания Эммануила Канта.
Психологизм так же непоследователен внутренне, как и концептуализм. Если мы утверждаем, что логические принципы и концепты детерминированы теми или иными эффектами нашего сознания, событиями истории и культуры, или биологической эволюцией, то в самих наших утверждениях будут присутствовать универсалии: «дарвиновский отбор», «классовые интересы», «генетические мутации», «социальные особенности» etc. Но именно эти вещи, наравне с имеющими место научными и математическими обоснованиями данной точки зрения, как раз и есть то, чего, согласно психологизму, не существует в объективной реальности. Если они не существуют помимо сознания, то они никак не могли существовать прежде возникновения сознания. Если же вслед за Кантом занять более умеренную позицию, и сказать, что математика и логика отражают только функционирование нашего сознания, но не объективную реальность, то само это утверждение будет претендовать на знание объективной реальности, а именно реальности работы нашего сознания.
Теории, объясняющие сознание подобным образом, задействуют концепты и логические принципы, которых, согласно этим теориям, не существует вне сознания. Таким образом, мы имеем дело с непоследовательностью психологизма.

концептуализм, психологизм, реальность идей, теория познания, edward feser

Previous post Next post
Up