Язык, универсалии и до-языковая реальность

Jun 05, 2024 16:30


Думаю, что нашу речь о мире (то есть реальности в её полноте) можно уподобить рисунку на плоской поверхности, описывающему трёхмерный мир, предстоящий художнику. Но в случае художника мы всегда понимаем, что рисунок может быть лишь более или менее удачным отображением (представлением) реальности - что не значит, что рисунок должен максимально приближаться к фотографии. Можно тут вспомнить советский фильм «Приключения принца Флоризеля», где всё собрание преступников многновенно опознало «Клетчатого» на портрете, исполненном в стиле кубизма. Этот пример может напомнить нам о сложной многогранности той реальности, которую мы стремимся описать.



Если же обратиться снова к классической греческой философии, то можно отметить её некритическое отношение к концептуальным средствам, предоставляемым греческим языком того периода. Многие говорят о том, что лучшего языка для целей философии с тех пор не было разработано: возможно, так оно и есть. Но дело в том, что нигде у Платона и Аристотеля не видно и тени сомнения в том, что исследовать им нужно концепции и языковые структуры, а не ту реальность, которую данный им по умолчанию язык лишь в первом приближении описывает. Да, Аристотель много внимания уделяет вопросу о том, как мы используем те или иные слова, но он не ставит задачи критиковать их или улучшать (в отличие, например, от Хайдеггера, который всячески деформирует уже имеющиеся немецкие слова и сам создаёт новый концептуальный язык - с тем, чтобы слова смогли выразить то, что он думает).

На мой взгляд, главная и неразрешённая проблема последующих более чем тысячелетних споров о статусе универсалий заключалась именно в этом унаследованном от великих основоположников философии доверии к языку и его концептуальным структурам. Схоласты стремились проникнуть в суть понятий, не учитывая, что у самих понятий нет никакой собственной реальности, как нет независимой реальности у пейзажа на холсте. Или, если и есть, то эта лишь реальность того, что находится на холсте. Из этого не следует, однако, вывода о том, что реальность пейзажа вообще никак не связана с той реальностью, которая предстала художнику.

язык, универсалии, философия, схоластика

Previous post Next post
Up