Александр Дугин в своих лекциях о феноменологии Аристотеля неоднократно высказал утверждение о том, что Фома Аквинский придерживался мнения о единстве действующего интеллекта всех людей, причём этим активным интеллектом, по мнению Фомы, является сам Бог. Чтобы понять, верно ли Дугин интерпретирует Фому, надо посмотреть 79-й вопрос первой части «
(
Read more... )
Зачему Дугину единство действующего интеллекта?
Reply
Это для Дугина вообще articulus standi vel cadendi. Согласно Дугину, все настоящие философы, способные мыслить, были за единство действующего интеллекта. Платон, Аристотель, Дионисий Ареопагит, Иоганн Скот Эриугена, Дитрих фон Фрайбург, Мейстер Экхарт, Таулер и Зойзе, Якоб Бёме, Фихте и Гегель, - все, у кого в голове был не разложившийся навоз, понимали, что действующий интеллект един. К этому очень близко подходили Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер, хотя два последних ввиду своей строй феноменологической установки не говорили конкретно об "абсолютном радикальном субъекте".
Это базовая религиозная и философская установка Дугина.
Reply
Кстати, то, что действующий интеллект един, это ещё не значит, что действующий интеллект это Бог. Согласно мысли Эриугены, это скорее "тварный Бог", "природа сотворённая и творящая", или же "святая София", как называли радикального субъекта некоторые русские философы. По Дугину, Аквинат и Аверроэс были неправы, считая действующий интеллект самим Богом. Но как видно из текста Фомы, doctor angelicus так не думал на самом деле.
Reply
А вот первичность материи, это наоборот, нигилистическая иллюзия, создаваемая инвертированным радикальным субъектом, то есть сатаной. Её вершиной является ИИ.
Reply
Если действующий интеллект един, то так Дугин объясняет наличие врагов? Должен сказать, что только слышал про Дугина, ничего у него не читал.
Reply
У человека кроме активного есть ещё пассивный, он же потенциальный интеллект (воспринимающий формы), также есть своя память и воля. Всё это индивидуально. У Аверроэса, в отличие от Фомы, даже пассивный интеллект понимался как общий для всех людей, но и в этом случае он всё же смог объяснить наличие ошибок и различий в понимании за счёт индивидуальных памяти, воображения и некоей накапливаемой индивидуально интеллектуальной способности (что-то вроде отсортированного волей интеллектуального багажа).
У некоторых латинских схоластов ещё сложнее была картина: у них пассивный и потенциальный интеллект реально различаются (у Фомы это просто синонимы). Насколько я их понял, там потенциальный интеллект стоит по своей функции где-то между активным и пассивным. Активный же в такой системе - не только безошибочно познающий, но более того: познающий вещи прежде бытия вещей, то есть созидающий их.
Что касается Дугина, то он предельно смелый, оригинальный и интересно думающий философ, хотя иногда и кажется совершенно сумасшедшим. Но у него всегда ( ... )
Reply
Спасибо.
Reply
Leave a comment